Эксперты профориентационного проекта «Билет в будущее» и компании «Профилум» – разработчика платформы профессионального образования подростков – пытались узнать, кем собираются стать российские дети образца 2023 года. Они опросили 196,5 тыс. школьников 6–11 классов и выяснили, что «во всех возрастных категориях наиболее популярными оказались IT и науки об обществе: экономика, управление, юриспруденция, психология, социология, СМИ, а также сервис и туризм».
Исследователи назвали 15 самых популярных у старшеклассников профессий (дети выбрали из списка, состоящего из 400 специальностей). На первом месте у подростков профессия back-end-разработчика. Решение это, очевидно, взвешенное, самостоятельное, явно не навязанное родителями – большинство из них и слова такого не знает. Back-end, то есть разработчик «обратной стороны», – это специалист, который занимается серверной частью веб-приложений, внутренним содержанием системы, тем, что обычный пользователь не видит: базой данных, архитектурой, программной логикой. По данным НeadНunter, в 2023 году российский back-end-разработчик зарабатывает не менее 100 тыс. рублей, а опытный и продвинутый – и все 500 тысяч. И может работать удалённо.
На втором месте в списке профессий, которые выбрали для себя школьники, – графический дизайнер, на третьем – программист.
За ними следуют художник, data scientist, повар, актёр/актриса, дизайнер одежды и спортсмен. Десятку замыкает DevOps-инженер (тот, кто управляет IT-командой), затем идут мастер маникюра, психолог, архитектор, косметолог и frontend-разработчик (специалист, который занимается разработкой пользовательского интерфейса).
Мы видим, что дети больше не смотрят на мир сквозь розовые очки, а размышляют вполне рационально: кроме нескольких отщепенцев типа актрисы и спортсмена все остальные выбранные ими профессии не только востребованные и денежные, но и, если что, прокормят где угодно. А актрису и художника, скорее всего, назвали шестиклассники. Как отмечают авторы исследования, как правило, через несколько лет дети начинают мыслить рационально: если 6-е и 7-е классы выбирали чаще профессии, связанные с культурой и искусством, то в 8–11-х классах теперь быстро взрослеют и начинают тяготеть к инженерным и техническим (читай – IT) специальностям.
Надо отметить, что речь идёт не о профессии мечты, а о конкретных планах на будущее (видимо, мечты сегодня – непозволительная для нас роскошь). При этом, если верить опросу, нынешние старшеклассники весьма уверены в своих решениях: к концу 11-го класса свой дальнейший путь чётко представляют больше половины – 61% школьников.
Интересно сравнить, как изменились настроения молодых людей за последние 20 лет (по историческим меркам небольшой период, но с нашей жизнью – будто другой век). Авторы сегодняшнего исследования приводят результаты аналогичного опроса Минтруда от 2003 года: 34% старшеклассников тогда выбирали банковский и коммерческий сектор, 15% планировали открыть собственное дело и лишь 8% хотели работать в промышленности.
Сегодня обладатели дипломов по специальности «экономика» и «юриспруденция» составляют большинство армии безработных – больше 50% процентов нетрудоустроенных россиян обучались именно этим профессиям.
Впрочем, нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем российские айтишники не окажутся на их месте. Ведь переизбыток экономистов, менеджеров и юристов случился из-за того, что в 90-е они были в большом дефиците, поэтому в течение 20 лет их производили все кому не лень: технические и педагогические вузы, которые не имели представления о том, как учить экономистов, просто авантюристы, которые раздавали за не очень большие деньги дипломы. Реальных специалистов в этих сферах очень немного. Вполне возможно, с таким рвением и IT- специалистов будет скоро переизбыток (как когда-то, после падения СССР, оказалось слишком много никому не нужных инженеров). Несмотря на то что после начала СВО и мобилизации страну покинули сотни тысяч айтишников. (только в марте 2022 года, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уехало 50–70 тысяч IT-специалистов; в апреле прошлого года – ещё около 100 тысяч программистов, дизайнеров, инженеров и других работников сферы информационных технологий, а после сентября, когда была объявлена мобилизация, уже и счёт потеряли), у тех, кто остался, как это ни странно, падают зарплаты: венчурный капитал уходит, инвесторы бегут из России, бизнесы сворачиваются.
А вот кого стабильно не хватает в нашей стране – это специалистов по сельскому хозяйству. При этом, как говорят результаты опроса «Билета в будущее», сферы сельского хозяйства и естественных наук стали главными аутсайдерами у подрастающего поколения. Так что те, кто действительно думает о профессии в России будущего, должны идти учиться на агронома или зоотехника. Правда, ими на удалёнке не поработаешь.