Лаборатория займётся научными исследованиями в области нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистики, а также внедрением научных разработок в повседневную практику компаний из группы «Сбербанка», говорится в пресс-релизе кредитной организации. «Мы хотим благодаря разработкам лаборатории сформировать эмоциональную связь с каждым, кто соприкасается с продуктами нашей экосистемы, и расцениваем эту связь как основу нашей конкурентоспособности», – цитирует в пресс-релизе первый зампред правления банка Лев Хасис. По его словам, Курпатов «сочетает в себе компетенции человека из бизнеса и науки, имея прекрасный опыт управления сложными медиапроектами и большими исследованиями».
Интересно, что это не единственный эксперимент главы Сбербанка Германа Грефа в области психологии и массовых коммуникаций.
* * *
Когда в 2007 году Герман Оскарович возглавил правление Сбербанка России, акционеры встретили его, мягко говоря, неприветливо. – Вы своим либеральным курсом разрушили страну, теперь собираетесь сделать то же самое и с нашим банком? – таким был первый вопрос от одного из акционеров, заданный на первом же совещании.
Но вскоре все убедились, что репутация Грефа как «демократа» и «либерала» абсолютно не соответствует реальности. Стиль управления Грефа в банке скорее напоминал тотальную диктатуру, замкнутую на личности самого Грефа.
– Когда Греф пришёл в Сбербанк, он сразу же дал понять, что демократии в банке нет и быть не может, – говорит один их бывших сотрудников Сбербанка. – В кратчайшие сроки он внедрил жёсткую корпоративную культуру со многими ритуалами.
Например, сотрудники обязаны участвовать в спортивных играх, проходить тренинги личностного роста, строить свою жизнь в соответствии с рекомендациями корпоративных психологов... Конечно, далеко не всем сотрудникам нравится такое вторжение в личную и семейную жизнь, но переубедить начальство практически невозможно.
– Культура создаётся сначала определёнными ритуалами, – так учил сотрудников банка сам господин Греф. – Без ритуалов, без пирамиды власти, без жёсткой иерархии ничего не построить. Потом, когда уровень культуры подрастает, значение ритуалов утрачивает свою важность, но до этого же нужно ещё дорасти...
– Вы будете удивлены, но если вы не практикуете медитацию, то на более или менее приличные позиции в Сбербанке вы даже не сможете претендовать, – рассказывал один из бывших менеджеров банка. – Прямо не скажут, что не взяли из-за этого, но на собеседовании уточнят обязательно. И если нет, то не возьмут.
* * *
Знающие Грефа люди утверждают, что сам Герман Оскарович начал «расти» в конце «нулевых», когда различные духовные и оккультные практики привели его в знаменитое село Окунево, что в Омской области.
Слава Окунева началась ещё в 90-х, когда прошёл слух, что какие-то археологи нашли недалеко от села некие артефакты неизвестной древней цивилизации. Что это за «артефакты» – никому не известно, но вскоре в Окунево началось настоящее паломничество лиц с подвижной психикой. Затем к делу подключились индийские йоги и мистики, увидевшие в созвучии названия Омска и мантры «Ом!» некий знак. Индийские мудрецы провозгласили Окунево новым центром «энергетического поля» Земли и «колыбелью» нового человечества, которому ещё только предстоит заселить нашу планету после Апокалипсиса. Ну а пока «конца света» ещё не произошло, все ведущие буддистские секты поспешили открыть в Окуневе свои представительства. Так, именно здесь находится «Омкар Шива Дхам», главный ашрам (буддистский монастырь) российских поклонников Бабаджи, основателя транснациональной секты, адепты которой почитают своего «гуру» как воплощение бога Шивы. На соседней улице в Окуневе находится и ашрам поклонников культа Сатьи Саи Бабы – это ещё один йог, также претендовавший на статус воплощения Шивы. Помимо сектантов-буддистов, в Окуневе также проживают общины нео-язычников, поклонников Рериха и Блаватской и сам чёрт знает, кто ещё.
Доподлинно неизвестно, какой именно из ашрамов посещал Герман Оскарович и как долго он впитывал в себя крупицы религиозной мудрости омских сектантов, но именно тогда он, судя по всему, и увлекся «варной» – буддистской моделью кастового общества. Дескать, низшими слоями общества – кастами «шудра» и «вайшьи», согласно древнеиндийской классификации, должны управлять силовики из касты «кшатриев», то есть полицейские и военные, а вот самими «кшатриями» должно править высшее сословие «брахманов». И вскоре у Германа Оскаровича появился новый учитель – йог Садхгуру.
* * *
Настоящее имя Садхгуру – Джагги Васудев, он родился в 1957 году в семье врача в городе Майсур индийского штата Карнатака. Учился в Майсурском университете на факультете английской литературы, называет себя последователем европейских философов, в частности Альбера Камю и Франца Кафки. Увлекся йогой – впрочем, в те годы это ещё не было модным мейнстримом. Но в возрасте 25 лет, как сказано в официальной биографии гуру, Джагги неожиданно достиг просветления, медитируя на склоне холма. Вернувшись из астрала, в котором Васудев, по его словам, провел 30 дней, он бросил карьеру бизнесмена и целиком посвятил себя йоге. Причём не просто йоге, а йоге для богатых и успешных бизнесменов, которым Садхгуру – такой псевдоним избрал себе просветлённый Джагги Васудев – помогал лечить депрессию и различные неврозы.
Бизнес оказался востребованным, и вскоре новоявленный гуру открыл Центр Иша Йоги в городе Коимбатура – это второй по величине город в штате Тамилнада, входящий в двадцатку крупнейшей и густонаселённых городов Индии. Вскоре Садхгуру стал одним из популярных и богатых индийских гуру, а его коллективные медитации начали посещать сотни тысяч человек. В 1999 году Васудев основал «Фонд Иша» и вышел на международный уровень, открыв несколько зарубежных филиалов, в том числе и в США. Дела быстро пошли в гору: в 2005 году в штате Теннесси был открыт Институт внутренних наук Isha, где ученики Садхгуру стали проводить классы йоги для корпоративного лидерства и «инклюзивной экономики». Сегодня Джагги Васудев стал самым востребованным йогом на планете, его приглашают практически на все заметные экономические форумы, проходящие в Америке. Побывал он и в России: по личному приглашению Германа Грефа Садхгуру выступил на недавнем 22-м Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где был дан старт нынешней пенсионной реформе. Но рассуждал Садхгуру не о пенсиях, а о скором и неизбежном наступлении постиндустриального «транзитного» общества – дескать, человек, освобождённый роботами от необходимости трудиться ради хлеба насущного, совершит гигантский эволюционный скачок. Вернее, не все его совершат, а только избранные – «брахманы», которым предстоит пасти народы. – Человеческое общество, религия, государства – всё это разрушится, и это хорошо! – убеждал всех собравшихся йог. – Пользы от этого будет больше, чем вреда.
* * *
Герман Греф уже начал готовиться к наступлению новой эпохи. Три года назад он со своей женой Яной открыл свою «Хорошколу» – частную школу для отпрысков российской элиты. Вернее, даже две школы – начальную школу и гимназию.
– Это инвестиции в будущее поколение, – сказала в одном из интервью Яна Владимировна. – Мы верим, что через несколько лет из стен школы выйдет поколение качественно других детей. Свой взгляд у Германа Грефа и на перспективы школьного образования для широких слоёв российского общества. Выступив на семинаре для директоров школ Подмосковья «Менеджмент и современные подходы в образовании», Герман Оскарович ошарашил педагогов заявлением, что их труд никому не нужен: – Мы переходим от школ знаний к школе навыков. Это ключевая трансформация. Вообще проблема нашей школы – то, что она осталась школой XIX века. Современную школу родил Вильгельм фон Гумбольт – для униженной Германии, когда стране нужно было создать солдат. Учеников, как солдат, завели в классы, их высадили в ряды и стали насильно обучать. Это была потрясающая для своего времени идея. С того момента времени прошло 200 лет, но основа обучения осталась той же. И мы как работодатели, как конечные потребители продукта народного образования можем сказать, что современная школа представляет собой для нас гигантскую проблему. Да, у нас были великолепные умы, но у нас не было имплементаторов – и система образования народного способствовала этому. И это проблема. Время показывает, что навыки значительно более важны и ценны, чем знания. Неужели «элите» нужно, чтобы российские школы готовили одних «имплементаторов», «внедряльщиков» чужих решений и технологий? Хочется верить, что это не так, что помимо денег и власти у «элиты» есть и другие ценности.