«Нельзя впихнуть невпихуемое» – этот смешной афоризм в духе Козьмы Пруткова приходит мне в голову каждый раз, когда выходят какие-нибудь новые директивы, навешивающие очередную порцию обязанностей на медработников.
Что случилось? Всё просто: Минздрав порадовал нас новой идеей о том, как «повысить доступность медпомощи без потери качества в рамках имеющихся ресурсов, в том числе финансовых и трудовых» (с). И… вслед за «оптимизацией» грянуло «перераспределение».
После успешно проведенной оптимизации количество медицинских работников в стране снизилось. По данным Центрального НИИ организации и информатизации Минздрава, только за 2022 год численность медработников в государственных медучреждениях сократилась почти на 50 тыс. Врачей стало меньше на 9784 человека по сравнению с 2021 годом, среднего медперсонала — на 38 946 человек. Предыдущие «оптимизационные» годы были отмечены той же тенденцией. В некоторых учреждениях было сокращено около 2/3 специалистов, т.е. нагрузка на оставшихся врачей и медсестёр серьезно возросла. И увольняться работники стали уже не по сокращению, а из-за тяжёлых условий работы. Причём сам Минздрав эту работу подкидывает: количество отчётов, бумаг, выписок и формуляров растёт и растёт. И занимаются всем этим не статистики и делопроизводители, а всё те же несчастные врачи и медсёстры. Парадные реляции о том, что медицина отходит от писанины и всё теперь погружено в область высоких цифровых технологий, не более чем лукавство, ведь, честное слово, медику нет большой разницы, на чём писать: на бумаге или на компьютере…
И вот Минздрав подобно Чипу и Дейлу спешит на помощь рассыпающемуся амбулаторному звену. Казалось бы, решение очевидно: раз люди работают с повышенной нагрузкой за двоих-троих, раз количество бумажной статистической работы увеличилось, то нужно расширить штат, взять на работу ещё врачей и медицинских сестёр, ввести должности администраторов и сделать так, чтобы каждый из них занимался своим делом. Но – нет. Минздрав считает, что если у перегруженного врача забрать часть обязанностей и передать их перегруженной медсестре, то работа сразу наладится. Вы только вдумайтесь, о чём говорит Минздрав (цитата): передать медсёстрам обязанности по подготовке списков граждан для диспансеризации и профилактических медосмотров. То есть врач, который учился 8 лет, чтобы лечить людей, составляет списки граждан… Это нормально? Теперь предлагают составление списков граждан поручить медицинской сестре… Составление списков для диспансеризации и профосмотров – это точно то, чему учат в мединститутах и медучилищах? Неужели это сложнейшее дело нельзя доверить человеку без медицинского образования, чьё обучение не было таким трудоёмким и дорогостоящим?! Давайте тогда топить камины купюрами, а гвозди забивать хрустальными вазами.
Посмотрите, на что сейчас тратится рабочее время врача и медицинской сестры амбулаторного звена: половина времени, если не две трети, уходит на низкоквалифицированную деятельность по заполнению бланков, внесению данных в таблицы и циркуляры, распечатыванию анализов, составлению списков, записыванию-перезаписыванию, обзвону населения и так далее, и так далее. А ведь всё это деятельность, которая не относится к лечению, диагностике, но зато сжирает драгоценное время и силы. Некогда заниматься пациентом, бумажки – в разы важнее. Тем более что именно они и интересны Минздраву.
Согласно рекомендациям ВОЗ, оптимальное соотношение количества врачей к медсёстрам должно быть 1:4. При таком соотношении и врач, и медицинская сестра могут полноценно и качественно выполнять каждый свою работу. В России сейчас в среднем это соотношение 1:2. Если говорить об амбулаторном звене, то в большинстве учреждений вообще работает одна медсестра на несколько врачей (участковая медсестра или акушерка на трёх участках, например; или медицинская сестра на несколько врачей-специалистов). При таком раскладе медсестра не то что взять на себя некоторые врачебные обязанности не в состоянии, а даже наоборот: врачам приходится выполнять некоторые функции медсестры, чтобы разгрузить её. К сожалению, складывается впечатление, что у Минздрава нет цели действительно что-то улучшить в амбулаторном звене: нет цели оставить врачу возможность заниматься врачебной деятельностью, нет цели медицинским сёстрам позволить заниматься тем, чему они учились, а есть цель без вложения денежных средств, без усилий перекладывать из пустого в порожнее, затыкая кадровые дыры и создавая новые проблемы.