Но, в принципе, как бы ни показали себя союзники, и сирийские, и израильские генералы знали, что война за Голаны неизбежна. И дело здесь не только в том, что трения и конфликты между сирийцами и евреями начались с первого дня основания еврейского государства. Всё дело в том, что это горное пустынное плато было и является важной стратегической территорией. Во-первых, с Голанских высот можно обстреливать вест-северный Изаиль – все города и дороги как на ладони. Во-вторых, Голаны – это ключ к водным ресурсам. Именно с Голан многочисленные реки и ручьи стекают в реку Иордан и Тивериадское озеро, которое является для Израиля важным источником питьевой воды. Поэтому с конца 40-х в Израиле не утихали призывы взять Голанские высоты штурмом, чтобы не дать арабам взять страну за горло.
Но и сирийцы не сидели сложа руки: за два десятилетия они построили на горном плато вторую «линию Мажино» из подземных бункеров, вкопанных танков и орудийных гнёзд. По словам сирийских генералов, армия Сирии могла обрушить на израильтян более 10 тонн снарядов в минуту из 265 орудий, сосредоточенных на горной цепи. Плюс ещё десятки установок советских «Катюш». Казалось, этого было достаточно, чтобы стереть с лица земли любого, кто осмелится пойти на Голаны штурмом.
И вот вечером 6 июня эти орудия разом заговорили, обрушив на израильские города тонны смертоносного железа. Но в ответ не раздалось ни одного выстрела. Как вспоминал генерал Армии обороны Израиля Давид Элазар, на протяжении первых трёх дней обстрела израильтяне ни разу не ответили на огонь противника, чтобы не выдать своих позиций. Кроме того, вся израильская авиация была занята уничтожением египетских и иорданских военно-воздушных сил на Синае. Но уже с четверга израильская авиация была срочно переброшена в район Голан и обрушилась всей своей мощью на эти огневые позиции.
Командующий израильскими ВВС генерал Мордехай Ход вспоминал:
– Мы сбрасывали бомбы с неконтактными взрывателями, которые взрывались над позициями зениток и оказывали разрушающее действие. Потом мы взялись за сирийские бункеры, стены которых были такой толщины, что израильские бомбы не могли пробить их. Напалм также оказался неэффективным, ибо бункеры имели навесы, не допускавшие проникновения внутрь горючей смеси. Тем не менее мы двое суток подряд непрерывно бомбили их, чтобы подорвать боевой дух сирийцев.
В тот же день генерал Давид Элазар приказал армии идти на штурм.
Как писал Рендальф Черчилль в своей книге «Шестидневная война», израильтяне торопились: «они знали, что Сирия ночью должна дать ответ на призыв ООН прекратить огонь. Теряя почву под ногами, сирийцы с большей готовностью согласились бы на перемирие и впоследствии соблюдали бы соглашение. Но такой исход не устраивал израильтян, желавших довести дело до конца...»
Генерал Элазар выбрал для штурма самый крутой склон Голанских высот, полагая, что в таком месте будет самая слабая оборона. Впереди штурмовых групп он пустил бульдозеры, которые должны были проложить путь танкам сквозь минные поля.
В итоге практически все бульдозеры были подорваны, израильские войска понесли огромные потери.
Тем не менее вскоре передовые отряды израильской армии достигли первой линии обороны – вкопанных в землю танков. Эти танки были почти неуязвимы, так как над землей возвышались только их пушки и башни, но оказались беззащитны перед обычными пехотинцами, которые взбирались на них, открывали люки и бросали внутрь ручные гранаты.
Затем израильская пехота достигла траншей, которые были взяты после трёхчасового боя. Уже к вечеру субботы израильтяне захватили часть «линии Мажино», создав коридор для вторжения армии в тыл сирийцев. В итоге арабы дрогнули и обратились в бегство, бросая танки и военную технику.
Генерал Элазар позднее вспоминал:
– Почти ничто не преграждало нам путь к Дамаску. Я думаю, что нам потребовалось бы 36 часов, чтобы войти в этот город.
Захват Голан, господствующих над всем северным Израилем, был большим стратегическим успехом. По израильским оценкам, сирийцы потеряли треть из своих 300 танков, которыми они раньше располагали (40 танков попали неповреждёнными в руки израильтян). Были выведены из строя свыше 50 процентов орудий восьми сирийских артиллерийских дивизионов. Свыше 1 000 сирийцев были убиты и 500–600 взяты в плен. Израильтяне же потеряли 115 человек убитыми и 306 ранеными.
* * *
Уже после Шестидневной войны Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242, призывающую к выводу израильских Вооружённых сил с «территорий, оккупированных во время недавнего конфликта». Однако это требование так и не было выполнено.
В 1973 году во время арабо-израильской «Войны Судного дня» Голаны вновь стали ареной ожесточённых боевых действий, которые по масштабности можно сравнить лишь с Курской дугой, по крайней мере в контексте задействованной техники и живой силы. И вновь Сирия проиграла.
Уже после войны Сирия и Израиль подписали соглашение о разъединении войск. В день его подписания Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 350, в соответствии с которой были учреждены Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР).
Впрочем, несмотря на присутствие сил СООННР, сразу же после войны на оккупированные территории стали переезжать израильтяне, и в 1981 году Израиль полностью захватил Голаны. Правительство предложило друзам гражданство, но большинство из них отказались.
В декабре 1981 года Кнессет (парламент) Израиля принял Закон о Голанских высотах, где в одностороннем порядке был провозглашён суверенитет Израиля над захваченной территорией. СБ ООН признал аннексию недействительной, приняв резолюцию № 497.
* * *
В настоящее время Голанские высоты разделены на три части: территорию, подконтрольную сирийским властям; земли, оккупированные Израилем; и район размещения СООННР (участок протяжённостью более 75 км и шириной от 200 м до 10 км). По обеим сторонам от зоны разъединения находятся районы ограничения, линии обороны и минные поля. По оценкам экспертов, Голанские высоты являются самым милитаризованным регионом мира. В частности, на каждый квадратный километр площади здесь приходится свыше сотни мин. Подобной плотности минирования нет ни в какой другой точке земного шара.
Интересно, что Израиль уже несколько раз вбрасывал идею возвращения Голанских высот Сирии в обмен на всеобъемлющий мирный договор. Последний раз такие переговоры велись в 2008 году, но натолкнулись на глухое сопротивление израильских консерваторов. Тогда по всему Израилю распространились плакаты с надписью «Страна с Голанами».
Разумеется, после того, как в 2011 году в Сирии разразилась гражданская война, раздробившая и разрушившая большую часть страны, разговоры о возвращении Голан прекратились. Израильтяне боялись, что эта территория превратится в базу для таких террористических организаций, как ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России – ред.), и вскоре правительство Израиля поставило перед США вопрос о признании израильского суверенитета над Голанами.
* * *
Каковы будут последствия?
Газета Haaretz (Израиль):
«Меньше чем за три недели до израильских выборов Трамп решил оказать Нетаньяху экспресс-поддержку, поскольку израильский премьер пытается сохранить свой пост... Теперь 9 апреля израильтяне точно проголосуют за состав следующего правительства Нетаньяху. Ни один значимый израильский политик ни левого, ни правого толка никогда не ставил под сомнение присутствие Израиля на Голанах, но Нетаньяху вдохнул в этот вопрос жизнь, подняв проблему признания Голан в нынешней кампании...»
Еврейское телеграфное агентство (JТА):
«После Шестидневной войны 1967 года Израиль захватил контроль над пятью территориями. За эти 52 года он ушёл из двух регионов на юге – сектора Газа и Синайского полуострова – с целью достичь мира. Израиль также аннексировал восточный Иерусалим и Голанские высоты. В 2017 году Трамп признал аннексию Иерусалима. Теперь Трамп признал суверенитет Израиля над Голанами. Пятая территория – Западный берег. Здесь всё намного сложнее. Израиль не ушёл оттуда, но и не аннексировал его. Но группа правых израильских политиков хочет сделать именно это – объявить израильский суверенитет над частью или всем Западным берегом, где живут 400 тысяч израильских поселенцев и около 2,5 миллиона палестинцев...»
Газета Svenska Dagbladet (Швеция):
«Вопрос также в том, какие дальнейшие последствия может иметь решение Дональда Трампа. Здесь на самом деле можно говорить о настоящем ящике Пандоры. Ведь если за Израилем признают право аннексировать Голанские высоты, почему тогда не признать и незаконную аннексию Россией Крыма? Это тоже факт, и вряд ли тут что-то изменится в обозримом будущем, какие бы санкции ни ввёл окружающий мир против России. Возможно, за решением по Голанским высотам последует и признание права России на Крым».