Что происходит
Согласно данным Росстата, в апреле 2023 года рождаемость в России снизилась на 3,6% по сравнению с апрелем 2022 года, рождаемость в январе–апреле по сравнению с аналогичным периодом 2022 года сократилась на 3,1%. Число родившихся в 2022 году сократилось до 1,2 млн человек, на 6,8%. Число россиян за 2022 год снизилось на 555 тысяч человек по сравнению с цифрами на 1 января 2022 года.
Как объясняют эксперты, на нынешнюю демографическую ситуацию влияет падение рождаемости 30–35 лет назад. С 1987-го по 1999 год число родившихся упало в два раза.
– Если в 1987 году родилось 2,5 миллиона детей, то в 1999 году с Чечнёй и Крымом 1,25 млн, то есть ровно в два раза меньше. Если мы говорим про молодёжь, людей в возрасте до 35 лет, то как раз и получается, что из этого возраста выходит почти в два раза больше людей, чем входит в него, – отмечает независимый демограф Алексей Ракша.
Иными словами, количество детей сокращается, поскольку сокращается количество женщин детородного возраста. По мнению Ракши, с 2009-го по 2030 годы количество женщин в возрасте, когда обычно рождаются дети, сократится на 40%. Большая часть этого сокращения уже пройдена, но скорость его до сих пор достигает около 3% в год.
Демографическое эхо конца 1980-х – начала 1990-х откликнулось сейчас, когда в детородный возраст вступили женщины, рождённые в те годы, и их количество оказалось меньшим, чем в предыдущие годы. К тому же возраст вступления в первый брак вырос на 4 года, число вступления женщин в официальный брак сократилось на 40%, а число первых рождений сократилось в 2 раза.
Новые меры
Согласно данным, озвученным на пленарной сессии форума «Демография и семейная политика 2030: опора на традиционные ценности», 72,3% женщин и 69,6% мужчин хотели бы иметь двух и более детей. В реальности же, создав семью, люди не стремятся заводить много детей, а часто даже и одного ребёнка, поскольку видят множество препятствий к этому. Так, для большинства мужчин и женщин на первом месте стоят материальные трудности, отсутствие необходимого, по их мнению, дохода. Второй главной причиной указывают неуверенность в завтрашнем дне. Третьей – отсутствие мужа или жены. Причём отсутствие брака, если речь идёт о ребёнке, останавливает людей больше, чем отсутствие подходящего жилья.
– Динамика рождаемости повторяет динамику доходов населения. Одновременно повлияла и коронавирусная инфекция. Вы помните, наверное, все тревоги и волнения беременных женщин, семей, которые боялись вступать в состояние беременности, боялись, что будут проблемы с оказанием медицинской помощи, боялись в принципе последствий коронавируса и его влияния на развития ребенка, – озвучила на форуме первый замминистра труда и социальной защиты России Ольга Баталина.
По статистике, прежде всего активно снижается коэффициент рождения первых детей, в то время как коэффициент рождения третьих детей относительно устойчив. Чем позже женщина рожает первого ребёнка, тем меньше вероятности, что она родит второго и третьего. Руководствуясь этой логикой, чиновники в своё время ввели материнский капитал на первого ребёнка. И, как отметила Ольга Баталова, материнский капитал по-прежнему остаётся важным инструментом стимуляции рождения детей. Но эффективность чисто финансовых мер относительная.
В качестве дополнительных мер по повышению рождаемости, озвученных на форуме, предлагается ввести шесть блоков различных видов поддержки. В частности, повысить уровень жизни семей и их доходов. Указано, что доходы у людей должны вырасти за счёт их трудовой деятельности. Вероятно, под этим подразумевается рост зарплат, а также развитие таких форм занятости, которые позволять совмещать работу с домашними хлопотами и присмотром за детьми. Также предлагается улучшить жилищные условия семей. По логике чиновников, ипотека создаёт дополнительную финансовую нагрузку на семьи, поэтому пользоваться ею должны только люди с высокими доходами. Для остальных семей с детьми необходимо развивать арендное жильё. Среди прочего было названо и развитие «института нянь» – услуг по присмотру и уходу за детьми, что позволит родителям быстрее вернуться к работе. Традиционно было сказано и о повышении значимости семейных ценностей и института брака.
– Когда мы говорим о численности, то тут нужно учитывать три компонента: рождаемость, смертность и миграцию. Это баланс. И устойчивый рост численности. Повышение рождаемости – не линейный процесс. И ни одна из вводимых форм поддержки не находит прямой корреляции с ростом числа рождений. Изменение репродуктивных планов населения однозначно не зависит от какого-то одного фактора. Поиск правильного для текущего момента сочетания факторов и мер, дополненный формированием в обществе просемейных установок и просемейных ценностей, даст свой результат, – заключила Ольга Баталина.
Мнения экспертов
Убыль населения в России в целом – это тенденция, которая продолжается уже больше 30 лет. Но, несмотря на постоянное обсуждение проблемы, специалисты отмечают, что в демографической политике есть существенные пробелы.
– Демографическая политика сейчас ориентирована в первую очередь на стимулирование рождения детей в уже существующих семьях, – констатирует Александр Синельников. – До недавнего времени считалось, что почти все мужчины и женщины вступят в первый брак и будут иметь ребёнка независимо от условий жизни, а стимулировать надо рождение вторых и последующих детей. Но в 1990-е рождаемость стала снижаться также и за счёт уменьшения числа первенцев. Сильно сократилось и число заключаемых браков. Есть чёткая тенденция: если увеличится число браков, то родится больше детей, и наоборот. Но до сих пор для стимулирования вступления в брак мало что делается.
Масла в огонь подливает такое распространившееся в последнее время явление, как гражданский брак, который не зарегистрирован в ЗАГСе. Эти союзы распадаются намного чаще, чем законные супружеские пары, даже если у так называемых гражданских супругов есть дети. При социологических опросах люди, состоящие в гражданском браке, на вопрос, почему они откладывают рождение детей, причину «сомнение в прочности отношений с супругом или партнёром» называют в несколько раз чаще, чем те, кто состоят в законном браке. Многие пары, перед тем как узаконить свои отношения, несколько лет живут вместе. И здесь тенденция неутешительна: чем дольше откладывается решение о вступлении в брак и рождении первого ребёнка, тем больше вероятность того, что это никогда не произойдёт. За 1989–2021 годы число женщин, впервые вступивших в законный брак, сократилось на 40%, а число первых рождений уменьшилось в два раза.
– Эти браки распадаются намного чаще, чем официальные, даже если в таком браке есть дети, – объясняет российский демограф и социолог, специалист по вопросам семьи Александр Синельников. – Люди в гражданском браке на вопрос, почему они откладывают рождение детей, причину «сомнение в партнёре» называют в несколько раз чаще, чем те, кто живёт в официальном браке. Многие пары, перед тем как узаконить свои отношения несколько месяцев живут вместе. И здесь тенденция неутешительна: чем дольше откладывается решение о вступлении в брак и рождении первого ребёнка, тем больше вероятность того, что это никогда не произойдёт.
С введением материнского капитала на второго ребёнка рождаемость начала медленно, но уверенно идти вверх. До 2020 года право на материнский капитал предоставлялось только после рождения второго ребёнка. С 2020 года семьи получают это право уже после появления первенца, а после рождения второго ребёнка размер капитала увеличивается.
– Вообще проблема демографии, на мой взгляд, не решается последовательно. Яркий тому пример – перенос маткапитала со второго ребёнка на первого. Эта мера предсказуемо вызвала падение рождаемости вторых детей и поэтому всех. Гораздо более эффективной, на мой взгляд, мерой был маткапитал на второго и третьего детей в размере соответственно миллиона и полутора миллионов рублей, но на это нужно поначалу около 900 млрд рублей в год, а деньги сейчас уходят на другое. Я долгое время призывал ввести такую меру, как выдача миллиона рублей на третьего ребёнка, но эту меру ввели только в Приморском крае – и то это не чистый миллион, а довесок в 550 тысяч рублей к федеральной субсидии на ипотеку в размере 450 тысяч рублей, и эти деньги дают только на ипотеку, а семьи, которые получают эту поддержку, ограничили условиями получения. То есть реально этой мерой смогли воспользоваться пока очень немногие, – высказывается Алексей Ракша.
Кроме того, семье надо помогать ещё раньше – с момента регистрации брака, а также принимать меры, чтобы сделать браки более прочными.
– До сих пор мало что делается, чтобы удержать людей от развода. Наше бракоразводное законодательство очень либерально: при отсутствии общих несовершеннолетних детей развестись можно по взаимному согласию супругов просто в ЗАГСе. Если же есть дети или один из супругов не согласен на развод, то расторгнуть брак можно только в суде, но это ненамного труднее, чем в ЗАГСе, – замечает Александр Синельников.
Многие пары не регистрируют брак, опасаясь раздела жилья и другой ценной собственности после развода. Выходом из этой ситуации могло бы стать заключение брачного договора. С помощью такого документа можно зафиксировать, например, что имущество, приобретённое каждым из супругов после регистрации брака, будет считаться его личной собственностью, которая не подлежит разделу. Тогда в случае развода каждый останется при своём. Но если жених предложит невесте (или она ему) заключить такой договор, то это может быть воспринято как недопустимое недоверие и привести к отказу от брака. Поэтому большинство пар договоров не заключает.
– Имеет смысл сделать заключение брачного договора обязательным условием для регистрации брака. Что обязательно – то не оскорбительно. Надо, чтобы люди более серьёзно и ответственно относились к браку и разводу, – считает Александр Синельников.
Среди возможных причин спада рождаемости называют и отказ женщины иметь ребёнка в связи с карьерой. Это, в свою очередь, связано с частыми отказами со стороны работодателя молодым женщинам, поскольку те, едва устроившись на работу, могут уйти в декрет. Но чем больше будут ограничены права работодателей в этом отношении, тем менее охотно они будут принимать на работу молодых женщин – как с ребёнком, так и без. Вероятно, эти отношения также нуждаются в урегулировании, хотя удалённый формат работы, на который перешли многие сотрудники во время пандемии, мог бы помочь в данном вопросе