Идеи регионального сепаратизма появились в России задолго до того, как первый президент России Борис Ельцин произнёс знаменитое: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
Всё началось ещё во времена Горбачёва – с введения талонов на водку и сахар. Потом появились региональные «карточки потребителя», а в магазинах стали требовать у покупателей паспорта с местной пропиской – а вдруг это жители «чужого» города приехали скупить наше масло?
Так незаметно в головы советских граждан на самом примитивном уровне стали вдалбливать мысль: во всём виноваты соседи, которые нас объедают. Надо лишь избавиться от этой обузы, и тогда всего в магазинах будет достаточно – и мяса, и макарон, и водки.
* * *
Внёс свою лепту и сам Горбачёв, который решил увеличить число подписантов нового союзного договора о переучреждении Советского союза – за счет входивших в состав РСФСР 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов, которых уравняли в правах с бывшими союзными республиками. Таким нехитрым образом генсек рассчитывал избавиться от оппозиции, поскольку, как считал Горбачёв, элиты бывших автономных республик, вытащенные им из «грязи» в «князи», будут ему пожизненно благодарны.
И хоть союзный договор так им не был подписан, но идея избавиться от опёки центра надолго засела в головах местных князьков и бояр.
Но тут начали поднимать голову обычные российские регионы: а почему это той же Татарии или Башкирии можно принимать собственные законы и вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, а нам – нет?!
И первым этот вопрос ребром поставил председатель Совета народных депутатов Свердловской области Эдуард Россель, который решил воспользоваться безвластием в стране, вызванной враждой между президентом Ельциным и Верховным Советом РФ.
Еще в январе 1992 года Россель стал инициатором создания ассоциации «Большой Урал» в составе Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, и Курганской областей.
25 апреля 1993 года состоялся референдум с вопросом о расширении полномочий Свердловской области в социально-экономической сфере до уровня республики в составе Российской Федерации. 83,4% избирателей идею поддержали. Явка составила 67%.
* * *
Наконец, 1 июля 1993 года Свердловский областной Совет Народных Депутатов провозгласил независимую Уральскую республику.
Сам Россель произнес на том заседании пламенную речь, заявив , что не в коем случае не планирует уходить из России в автономное плавание, но просто хочет подтянуть Урал до статуса Татарстана или той же Башкирии. Также Россель рассказал, что он «добросовестно отсидел» две недели в Москве на заседаниях рабочей группы по формированию проекта новой Конституции РФ, и заметили, что губернаторам «традиционно русских» областей на процесс откровенно наплевать.
– Скажу, что в зале сидели 3-4 губернатора максимум, и больше никого нет. А суверены (так Эдуард Россель называл глав национальных республик) сидели все. Почему в России 85 % русских своими же руками лишают себя своих прав и закладывают основу развала России? Почему?!
При этом, по расчетам Росселя, все национальные автономии живут за счет бюджета России.
– Мы с вами собираем налогов с одного жителя на 36 тысяч рублей. Получаем назад 16 тысяч, 47 %. Башкирия собирает на одного жителя на 10 тысяч меньше, 26 тысяч рублей, но получает те же 16. Татарстан собирает 24 тысячи рублей, а получает те же 16. Задумайтесь над этим. Почему мы должны выступать в роли кормильцев?!
– А нам-то сейчас что мешает? – выкрикнул с места один из депутатов.
Россель пояснил, что области, в отличие от республик, не имеют права самостоятельно устанавливать размер налоговых отчислений.
Впрочем, далеко не все депутаты ратовали за создание Уральской республики. Например, журналист Юрий Липатников, редактор газеты «Русский союз», фактически обвинил Росселя в намерении развалить страну.
– В уравновешенном государстве всякое посягательство на целостность государства есть не что иное, как правонарушение. У нас же это воспринимается как политическое экспериментаторство, направленное на то чтобы облагодетельствовать народ. Замысел разделить коренную Россию на семь русских республик – глубоко антинациональный замысел, и что же вы думаете, все это воплощается. Создание региональных государств типа Среднеуральской Республики привело бы к окончательному раздроблению России и расчленению русской нации...
Спустя полтора месяца депутат-журналист был сбит неизвестно иномаркой в Челябинске. Разумеется, тут же пошли слухи, что несчастный случай был далеко не случайным.
* * *
Вскоре был утвержден флаг республики – бело-зелено-черный стяг временного Сибирского правительства 1918 года.
Появилась и свои деньги – так называемые «уральские франки». Официально эмитентом региональной валюты стало ТОО «Уральский рынок», по заказу которой на Пермской печатной фабрике «Гознака» было напечатано более 56 миллионов франков, которые официально именовались «товарно-расчётными чеками».
Кстати, на фабрике сохранилось официальное письмо за подписью тогдашнего премьер-министра Егора Гайдара, который выступил в поддержку эмиссии региональной валюты. Минфин и ЦБ были согласны – наличных рублей не хватало и локальная валюта могла помочь расшить неплатежи и запустить товарооборот.
Поэтому по качеству бумаги франки не уступали тогдашним рублёвым купюрам.
* * *
Власти в Москве, занятые летом 1993 года бесконечным выяснением отношений между Ельциным и Верховным советом РСФСР, вообще предпочли не реагировать на столь вопиющие факты сепаратизма. Но пример оказался заразительным. Следом за Свердловском о планах суверенитета заявили Новосибирск (Восточно-Сибирская республика), Иркутск (Ангаро-Енисейская), Томск, Челябинск.
Тем не менее, вскоре после разгона мятежного парламента пришла очередь и на разгон сепаратистов. В начале ноября 1993 года указом президента Свердловский областной совет был распущен, а следом и Эдуард Россель был отстранен от должности.
Впоследствии Россель не раз вновь возглавлял регион, пробыл его руководителем до 2009 года и даже заявлял, что юридически «Уральская республика» все еще существует.
Однако на этом фактическая история «уральского сепаратизма» завершилась.