Человеку нужна мистика, а медийщики кормят его чушью и эзотерикой

Газета «Коммерсант» написала, что за последние полгода население нашей страны стало активнее потреблять эзотерический контент. Спрос рождает предложение. Телеканалы решили воскресить свои старые проекты, в Телеграм пролились воды Стикса, наполненные историями о предсказаниях, инопланетных вмешательствах и применении в СВО секретных магических артефактов

Фото: Tania Malréchauffé / Unsplash

Фото: Tania Malréchauffé / Unsplash

В целом, пишет «Ъ», «на ТВ-рынке спрос на передачи мистического жанра в первом полугодии вырос на 34% год к году». Высокие показатели у ток-шоу «Утренние гадания», на ТВ-3 очень заходят проекты канала – сериалы «Слепая» или «Гадалка», а шоу «Экстрасенсы. Битва сильнейших» телезрители ждут до чесотки. В первом полугодии доля зрителей «Экстрасенсов»  выросла до 17,4%. «А в 2022, 2021 и 2020 годах показатели держались на уровне 13,2%, 14,5% и 13,1% соответственно», – сообщает издание. 

Это несмотря на новости о том, что «Дмитрий Волхов, победивший в 2012-м на “Битве экстрасенсов”, задержан по подозрению в планах присоединиться к диверсантам», а «ясновидящая Алина Вердиш заявила, что перевела ведущему шоу 1,5 миллиона рублей за подсказки и последующий пропуск в финал “Битвы экстрасенсов”» и так далее. 

Так же и в книжном бизнесе отмечается «резкий рост продажи книг о предсказаниях, духовных практиках, осознанности и позитивном мышлении», хотя религиозная литература демонстрировала падение как минимум с 2017 года, констатируют в «Эксмо-АСТ». Так, в 2019 году оно составило 20% год к году, в 2020-м – 14%, в 2021-м – почти 30%. Исключение составляет только книжка митр. Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Видимо, она хорошо ложится в ряд фантастики и эзотерики для широкого потребителя.   

Я вот помню, у нас в деревня Итомля, что в Тверской области, тоже был случай. Ночью после танцев в сельском клубе мы отправились с девчонками на Чермянинской мост за кладбищем. Говорили, что ровно в полночь, если луна полна, мост качается сам собою. Дорогой местные парни ещё рассказывали нам, что фара на мопеде гаснет, когда скатываешься в низину реки, а ещё из села кошки убегают к мосту… и не возвращаются.

Дело шло как раз к полуночи, мы спешили. Когда мы спустились к мосту, сгорбившемуся в синем мраке ночи, у меня в кармане завопил пейджер (помните, были такие приёмники для СМС?). Почему это случилось – я не знаю, но сообщения на нём не было. Взгромоздясь все вместе на мост, как куры на насест, мы замерли, глядя на часы пейджера, только у него была подсветка экрана. Мистика лунного света, шушукание в темноте, жёлтый отблеск на лице от экранчика и томный ход воды – всё работало на приключения. Ровно в полночь мост начал качаться. 

Визги, хохот, призывы прекратить и честные-честные уверения парней, что они тут ни при чём. А мост продолжал ходить вверх-вниз, как бы убаюкивая и приглашая остаться, прилечь, отдохнуть, чтобы потом в газете «Жуткие вести» написали: «больше тех ребят никто не видел».

Аттракцион интересный, но, постояв ещё пару минут, мы пошли обратно к кладбищу: и там между могилами и церквушкой был перелесок, где мы жгли костёр и сажали печень до самого утра. 

На следующий день, продрав глаза, я потребовал у Миши (собственно, мой друг, чья бабушка жила в Итомле), чтобы он снова отвёл меня на мост. 

Майское солнышко, весёлое журчание речушки, свежая девственная зелень только-только расцветила ветки берёз, рядом на мосточке лежит Миша, а я сижу в ожидании. Мост не качается. 

Вдруг вижу: со стороны поля бредёт дед. Идёт, тяжело ступая в болотных сапогах, штормовка нараспашку, в руках ведро. Старик двигался не спеша через нас в сторону Яковлевки. Когда он взошёл на мосток, я спросил:

–  Здравствуйте! Вы местный?

 –  А что? 

 –  Говорят, у вас тут черти водятся? 

 –  Чего? 

 –  Черти. Сила нечистая этот мост качает. Вы в курсе? 

 –  Не.

 –  Что «не»? 

 –  Сиги. 

 –  Чего? 

 –  Сиги водятся. Караси, подлещики… Но и тех москвичи повывели. Приехали со своими электроудочками и всю рыбу вывели, дурни клятые… 

Последние слова он говорил, уже удаляясь от нас куда-то в жару майского разгорающегося дня. 

***

К чему всё это? Дело в том, что человек обладает мистикой. Есть в нас духовная глубина, тайна, достойная того, чтобы её постичь. И сейчас, когда обычный позитивистский подход трещит по швам, когда логика не работает, а аналитики не хватает, когда «посылы во Вселенную» возвращаются  новостями о пригожинском мятеже, подрыве Крымского моста и законом, который готовит страну ко всеобщей мобилизации, людям хочется, чтобы некая высшая сила явилась и всё как-то разрулила или хотя бы объяснила понятным языком: предсказание якутской ведьмы, ретроградный Меркурий в зените, наложение индейских календарей и прочее, и прочее. То есть человек не ныряет в глубину, а пытается натянуть её на себя, как ребёнок натягивает одеяло на голову в страхе темноты. В итоге мы видим, как буйно разрастается чертополох суеверий и спрос на всякую эзотерику. 

Меж тем как 2000 лет назад Христос сказал простое и одновременно тревзящее и утешающее слово: «Познайте Истину – и Истина сделает вас свободными». А в середине ХХ века великий философ Николай Бердяев разжевал это для нас: «Деление мира на две части в сущности означает неизбежность войны. Но это основание для открытия фронта любви к истине и готовности во что бы то ни стало провозглашать истину… Людей путает то, что иллюзорное начинает им казаться наиболее действительным… И есть ещё один гипноз, в котором живут люди, – гипноз государства и власти как верховной силы в судьбе народов. Это есть величайшая ложь. Замирение и соединение мира может произойти через головы представителей государственной власти… через реальные социальные и духовные силы народов».  

А газетка про НЛО тоже полезная вещь – в неё рыбу заворачивать. 

 

Читайте также