Законопроект о трудовом воспитании школьников был внесён в Госдуму в конце мая этого года. 20 июля его приняли в последнем чтении. Так, участие в общественно-полезном труде, поддержание в стенах учебного заведения чистоты и порядка теперь будут относиться к обязанностям обучающихся.
– В целях усиления роли труда в воспитательном процессе проектом федерального закона предлагается скорректировать понятие «воспитание», дополнив его составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Предлагаемые новеллы относят к обязанностям обучающихся участие в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой с учётом возрастных и психофизических особенностей, поддержание в её стенах чистоты и порядка, – следует из пояснительной записки к законопроекту.
Также из действующего закона уберут норму о запрете привлечения обучающихся без их согласия или без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Этот пункт вызвал наибольшее беспокойство у родителей.
– Для меня суть этих поправок в одном – без согласия и учеников родителей, ради этого всё. Потому что и так труд был: дежурили в классе, на субботники ходили, деревья сажали, в библиотеке книжки таскали все шесть лет, что учится мой сын. У нас никто и никогда из родителей против не был. Но вот теперь нас никто и не спросит. Государство пытается контролировать всё – теперь и уборку в школе, – возмущается мама семиклассника Ольга.
Похожее мнение высказали многие другие опрошенные родители.
– Я не против приучать детей к труду, но как это без согласия родителей? Считаю, что, если ребёнок не хочет, его нельзя заставлять и угнетать. У нас же вечно всё гипертрофируют: начнут обязывать приходить на субботники, оставаться после школы, а не придёшь или не останешься – начнут стыдить, давить психологически. Я за добровольные начала с учётом мнения родителей и самих детей, – объясняет мама двоих детей, девятиклассника и первоклассницы, Марина.
Учителя же, напротив, больше всего оказались рады именно отмене необходимости брать согласия у родителей.
– Мы обрадовались потому, что устали от неадекватных. Потому что одна одержимая желанием бороться против всего подряд мама может дойти до президента, жалуясь на то, что её ребёнка заставили стереть с доски без её разрешения. К сожалению, такие «умные» бывают и очень отравляют жизнь учителям и более адекватным родителям. «Яжматери» – это что-то невозможное. Например, ребёнок пришёл без сменки, прошёл по коридору, оставил огромные следы. Вместо того чтобы извиниться, нам говорят: «Ну и что, у вас же уборщица есть». Уборщица есть, но она разве не человек? Почему её труд не ценят? В любой организации к уборщице относятся с уважением, но в школе почему-то рассуждают так: «Ничего не случится, если уборщица ещё раз подметёт», – говорит учитель математики с 30-летним стажем, член профсоюза «Учитель» Елена Щукина.
Современные дети, по мнению педагога, очень избалованы и не только не приучены к труду, но и не приучены ценить чужой труд. Ещё 15–20 лет назад школьники добровольно наводили порядок в классе и ходили на субботники, а если что-то ломали или пачкали, сами несли ответственность за свои проступки. Но нынешние дети не хотят ни трудиться, ни сохранять то, что сделали другие для них.
– Однажды я пришла в какую-то суперэлитную школу проверять олимпиаду и увидела, что уборщицы каждую перемену намывают доску до идеальной чистоты – после и до уроков. Да, в любой другой организации есть уборщицы. Но те же чашки убирают и моют за собой сами работники. Если рассуждать с той точки зрения, что мы должны сеять доброе, разумное, вечное, то нужно ребёнку, который пришёл в грязной обуви и натоптал, дать тряпку и заставить, чтобы он хотя бы один раз в жизни вымыл за собой пол. Тогда он никакую грязь больше не притащит. У нас школа только после капремонта, и мы только и успеваем, что следить: царапают парты, колупают стены, отковыривают штукатурку. Никакой ответственности и никакого уважения к труду. Когда я говорю об этом с родителями, выясняется, что дети ничего не делают и дома. Не говорю, что в наше время всё было лучше, но ту же посуду мы мыли за собой с пяти-шести лет, – продолжает Елена Щукина.
По её мнению, шум вокруг нововведений подняли впустую. Дети и так ходят на субботники и сажают деревья. Вопрос скорее в том, что задания давали по силам и по возрасту. А ещё – в той форме, которая могла бы действительно заинтересовать школьников, а не вызвать ненависть к труду.
– К домашним обязанностям приучают родители, но бывают разные ситуации. Например, у меня была девочка, которая не умела пользоваться веником. Так что приучать к труду, конечно, надо, но можно это делать разными способами. Принцип в том, чтобы все всё делали поровну и быстро. При этом не нужно стоять над душой и смотреть, как это будут выполнять. Если детям дать право выбора, если детей правильно мотивировать, организовать ту же уборку интересно и весело, то проблем не будет. Можно дать задание трудиться в течение часа, чтобы – условно – за это время помыть три окна, а можно тех, кто помыл три окна, отпускать домой. В каком случае мотивация будет выше? – говорит Елена Щукина.
Некоторые опасения родителей, впрочем, она разделяет.
– Однажды, лет 10 назад, мне нужно было уйти по делам, и я отпросилась на один день. Мне позвонила учительница, которая меня замещала, и пожаловалась, что «мои дети отказываются стричь травку возле забора». Она действительно дала им большие портняжные ножницы и заставила стричь траву возле забора. Я тут же забыла, куда я собиралась, и поехала в школу, чтобы разобраться. Увидела всё своими глазами и, разумеется, дала ребятам отбой. Не особенно адекватных людей хватает и среди учителей, и среди школьной администрации. Поэтому я понимаю настороженное отношение родителей к этому вопросу. Я сама мама и бабушка, и у меня трое внуков. Двое из них астматики. Одному уже 20 лет, и он давно окончил школу, другому 14 лет. С апреля они просто не могут нормально учиться из-за тополиного пуха и пыльцы. И для них подобные уборки и субботники – это просто преступление против здоровья, – говорит Елена Щукина.
В такой ситуации, по мнению педагога, родителям ребёнка достаточно принести справку о его ограничениях в школу, чтобы администрация не задействовала его в работах. Если же вдруг случится так, что все родители достанут справки и принесут своим детям освобождение от уборки, школьная администрация может просто прибегнуть к помощи уборщицы и дворника. Другой вопрос, что и школа, и родители будут понимать, что ребёнок, который принёс справку, болен, но болен и для того, чтобы, например, курить за углом. Так что если такой ребёнок накуролесит, ответственность понесут родители. В этом вопросе, по мнению педагога, нужно быть особенно последовательными.
– Как и учителя, родители тоже бывают разные: и те, кто приучает своих детей к труду, и те, кто считает, что в доме должна быть домработница, и те, кто вообще не замечает своих детей и в принципе не убирает дома. Бывает, что у ребёнка нет родителей. Так что как приучают к труду в семье – это другой вопрос. В школе же многие просто втягиваются за компанию и быстро перенимают то, что делают другие. Дети сами больше ценят тех, кто работает и помогает. А если кто-то освобождён, то другим так и надо объяснять: мол, этот ребёнок болен, и в связи со здоровьем мы его не будем загружать, а его работу поделим на всех. Всё-таки человеческое отношение к больным детям и инвалидам никто не отменял, – считает Елена Щукина.
Изменения в законе поддерживают и детские психологи. С психологической точки зрения, трудовая деятельность в школе сможет благоприятно повлиять на развитие социальных навыков у детей, их социометрический статус в классе, систему отношений и их ценность.
– Современные дети с головой погружены в гаджеты и всё чаще испытывают дефициты, которые проявляются в нарушении эмоциональной сферы. Подобная школьная деятельность поможет развить рефлексивную способность видеть, осознавать и оценивать свои навыки и навыки и поведение других детей. А это, в свою очередь, поможет сплотить детский коллектив. Совместный труд способен улучшить атмосферу в классе, помочь ребёнку быстрее адаптироваться в коллективе, послужить профилактикой тревожности. Это своего рода инструмент помощи как детям, так и учителям. Кроме того, любая работа даёт возможность развить самостоятельность и ответственность. Умение справляться с задачей, в свою очередь, позитивно повлияет на самооценку ребенка, – объясняет детский психолог и мама троих детей Екатерина Рязанцева.
Родители, впрочем, в целом тоже не против идеи приучать к труду с детства. Разногласия вызывают скорее нюансы.
– В школе у нас были уроки труда. Мальчишки на них делали табуретки, стулья – при школе была столярная мастерская. И это замечательно. Но должен ещё быть квалифицированный преподаватель, который станет за этим следить, потому что были случаи – не в нашем классе, но всё же, – когда дети оставались без пальцев. Кроме того, чтобы реализовать эту идею в полной мере, потребуется колоссальное количество материальных ресурсов. Есть ли они сейчас? Не уверена. В связи с этим у меня тоже большие опасения, – говорит мама восьмиклассника Елена.
С тем, что многие современные дети, особенно живущие в городе, трудятся минимально, соглашаются многие родители. Трудолюбие при этом почти все считают положительным качеством, а праздность – корнем многих бед.
– Работая физически, дети, кроме прочего, будут иметь возможность сравнить физический труд с умственным, чтобы понять, как хотят работать в будущем: головой или руками. Дядя в детстве возил меня на дачу: приходилось вставать в 5 утра, потом там работать, часто в жару. И когда я ему недавно сказала, что терпеть не могла эту дачу, он ответил, что таким образом давал мне возможность сравнить труд физический и умственный. Мне кажется, сработало, – добавляет Елена.
Опасаются родители и того, что ученики станут «бесплатной рабочей силой» и их будут использовать при любом удобном случае. При этом вместо привычки трудиться и любви к труду будет достигнут прямо противоположный эффект.
– Я училась в школе в посёлке, и нас начали привлекать к таким работам класса со второго. Нам раздали веники, грабли и тяпки. Мне досталась тяпка, и я стояла с ней и пыталась полоть траву. Дома в таком возрасте меня не заставляли заниматься подобными вещами, я была невысокого роста, а тяпка – тяжёлой, и у меня с самого начала возникла неприязнь к такой работе. Поэтому я считаю, что если и привлекать детей к труду, то только учитывая их возраст, хотя бы класса с 5-го, когда они постарше и покрепче. От первоклассников, мне кажется, толку никакого. Ещё вопрос: для чего это привлечение к труду? В советское время труд был неотъемлемой частью идеологии, и его воспринимали определённым образом. Сейчас это скорее будет очередной галочкой в списке чиновников, чтобы сказать, что «делается всё, чтоб воспитать патриотов, работающих на благо родины», для учителей – фактически рабочая сила. В целом я не против таких работ, но я не понимаю, какой от этого толк. Приучать к труду должна семья. Думаю, школьные работы пару раз в год точно не будут нравиться школьникам, а будут нравиться только школьной администрации. Идея-то, может, и хорошая, но в современных реалиях мне не совсем понятна её суть, – высказывается мама троих детей Анна.
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Родители не видят ничего зазорного, чтобы их дети вытирали за собой с доски, убирали в классе или помогали в библиотеке. Но вот формулировки «добровольческая деятельность» и «общественно-полезный труд» выглядят слишком неясными. Кто и как их будет трактовать – никто не знает.
– Когда я оформляла своего будущего первоклассника в школу, мне дали подписать согласие или несогласие о привлечении ребёнка к школьному труду, будь то вытирать с доски, подметать класс, сажать деревья. Мне показалось странным, что для вытирания школьной доски требуется согласие родителя. Глупость какая-то! В нашем детстве мы дежурили (был график, и мы оставались после уроков убирать класс, поднимая все стулья на парты), не говоря уже о том, что была летняя практика – от побелки деревьев до полевых работ! Поэтому мне кажется нормальным приучение к элементарному – убрать за собой в классе. Однако шитьё театральных костюмов – это не парту протереть и не дерево посадить, это уже профессиональный труд. Не стоит под видом элементарной помощи припрягать детей, это уже полноценная оплачиваемая работа профессиональных швей. А вообще хотелось бы увидеть полный список детского труда, – говорит мама второклассника Юлия.