То мультфильмы предлагают создавать, пропагандирующие счастье материнства, то игрушки призывают производить, несущие концепцию многодетности. А то и вовсе для женщин, идущих на аборт, хотят предусмотреть вариант сделки с последующим выкупом детей, обнажая тем самым неприглядную правду, что для государства дети – в первую очередь ресурс, и платить оно готово не только пособиями и маткапиталом, но и наличностью при полном отчуждении «товара» от непосредственного производителя. И это из серии «по-хорошему». А когда «по-хорошему» народ не захотел, вновь заговорили об ограничении абортов, на этот раз медикаментозных, вновь послышались голоса в пользу налога на бездетность. Опять стали ругать женщин, стремящихся к образованию и карьере, реализующих «порочную практику зарабатывания на декрет».
По всей видимости, фантастических инициатив по выходу из демографической ямы в стране скоро будет ещё больше. Ведь только за 2022 год рождаемость снизилась на 7%, и пока не видно никаких перспектив для её роста. Больше того, рождаемость снижается уже семь лет подряд. И тут наложились друг на друга разные тенденции.
Во-первых, в активный репродуктивный возраст вступило малочисленное поколение 1990-х годов – проще говоря, тех, кто способен воспроизводиться, сегодня сильно меньше, чем во времена бэби-бума восьмидесятых.
Во-вторых, упал коэффициент рождений на одну женщину, сейчас он колеблется в диапазоне 1,3–1,4 против 1,7 в 2012 году. Причём для простого воспроизводства населения без прироста этот показатель должен быть равен 2. Такая тенденция, в свою очередь, обусловлена снижением уровня жизни (реальные доходы населения не растут вот уже десять лет), общей социально-экономической неопределённостью, вмешательством в привычную жизнь общества внешней политики и вообще утратой чувства безопасности.
В-третьих, на ситуацию продолжает влиять общемировой тренд, когда рождение детей откладывается до поры обретения твёрдой почвы под ногами, то есть ближе к 35 годам. Да, речь о той самой пресловутой стратегии, которую раскритиковал глава Минздрава Михаил Мурашко. Нет, возможно, эта критика даже уместна, вот только чиновник не отметил одну российскую особенность этой тенденции. А она такова, что на ноги у нас можно так и не встать даже к 40 годам. Да, наверное, это больше справедливо для регионов, но тем не менее. При этом отложенное родительство нередко оказывается под угрозой срыва по медицинским показаниям.