Сегодня в Мурманской области заканчивается трёхдневный траур по жертвам трагедии. Официальная Москва траура не объявляла и была накрыта в эти дни очередной волной ложных минирований.
А завтра – день парадов Победы в Отечественной войне, на которые традиционно ложится тень людоеда Иосифа Сталина. В Сургуте появился плакат с его физиономией и гипотезой, что он спас от геноцида евреев Польши, Германии и Румынии. О нём же высказалась в немецкой газете петербургская писательница Елена Чижова, лауреат премии «Русский Букер». Она считает, что в блокаде Ленинграда виновны «два худших диктатора XX века… Гитлер организовал блокаду, чтобы избежать потерь со своей стороны, а Сталин ненавидел город из-за способности ленинградцев думать самостоятельно». Возможно, это высказывание осталось бы незамеченным, если бы его не прокомментировал нынешний глава компартии Геннадий Зюганов: «Не будь Дня Победы, эта писательница и все остальные либо не существовали, либо новый год начинался у них в день рождения Гитлера». Видимо, для Зюганова День Победы и Сталин – синонимы и как-то забылось, что с 1947 года при Сталине этот праздник был рабочим днём аж до 1965 года.
Теперь же его отмечают заранее. В Пятигорске в понедельник, 6 мая, на парад вывели полтысячи воспитанников детских садов, нарядив их в военную форму. Чиновники считают, что это не игра, а «востребованный формат», связующий поколения. Дети поют «Катюшу» и учатся гордиться своей историей, хотя вообще для обычного человека война – причина сокрушаться о многомиллионных потерях и личных утратах. Такое празднование скорее говорит о потере памяти об этой великой национальной и мировой трагедии ХХ века. Думаю, лучше бы столько денег, сколько вкладывают в парады и их бесчисленные репетиции по всей стране, потратили бы на то, чтобы рассказать и показать правду о происшедшем: о терпении и подвиге, конечно, но и об огромных жертвах, произошедших из-за репрессий в армии, о забвении искалеченных солдат, о заградотрядах НКВД, стрелявших в спину своим, о голодных смертях тысяч и тысяч и пирах партийной верхушки в голодающем Ленинграде. Лучше устроить подлинное поминовение героев и жертв войны, чем греметь современными пушками и шуршать по площадям на представительских кабриолетах Aurus, у которых, оказывается, есть модификация, разработанная специально для использования в военных парадах.
Двигатель авто, на котором министр обороны выкатит на Красную площадь, кстати, на 100 лошадиных сил мощней, чем у легендарного танка Победы Т-34. Бряцая современным оружием, в московском параде примут участие более 130 единиц боевой техники, в том числе квадроциклы и «Лады 4Х4», украшенные пулемётами. Но разве в этом главный урок Второй мировой?
Настоящее новое дыхание празднику и восстановлению памяти о людях войны дала акция «Бессмертный полк», которая пошла по стране и даже по миру из Томска 9 мая 2012 года. Теперь уже не счесть городов, где с портретами своих родных в шествии 9 мая идут их потомки. Сайт «Бессмертного полка» собрал более четырёхсот личных историй от родственников фронтовиков.
В Кувейте более двухсот человек из «Бессмертного полка» вышли на улицу 3 мая, и это уже третий раз. В пятый раз в этом году акция прошла в США, в 23 американских городах, включая Вашингтон. 5 мая участники «Бессмертного полка» собрались у Белого дома, затем прошли с портретами близких до мемориала Второй мировой войны, где почтили память погибших минутой молчания.
Организатор «Бессмертного полка» Сергей Лапенков в эфире радиостанции «Бизнес ФМ» просил власти дистанцироваться от акции, так как это нарушает важнейшие пункты её Устава, гласящие, что «Бессмертный полк» – некоммерческая неполитическая негосударственная гражданская инициатива, которая «не может быть имиджевой площадкой». Однако политики пытаются «приручить» акцию не только в России, но и в странах Ближнего зарубежья. Где-то её вообще запрещают, где-то предлагают заменить демонстрацией с портретами замученных сталинскими репрессиями.
Российские банки сегодня думают не о победе, а о выживании. Обычно они открывают к 9 мая специальные праздничные вклады с повышенными ставками. Но в этом году «победный» вклад из крупных игроков анонсировал только Сбербанк. Остальные решили обойтись без вкладов ко Дню Победы, потому что, пишет «Коммерсант», «ожидать в обозримом будущем повышения доходности вкладов не приходится».
Это, конечно, не о войне и не о победе, а о падении экономики. Но такая же печать упадка и беспомощности лежит и на нашей парадной демонстрации силы, и на речах политиков, и на реальном отношении к погибшим и выжившим. Надо менять чахлые советские традиции.