К Голунову просто подошли среди бела дня в районе Цветного бульвара, схватили сзади за руки и, насильно усадив в машину, увезли в УВД по Западному административному округу. Именно в отделении полиции и произошёл обыск. Открыли рюкзак, а там поверх вещей «нашли» пакет.
Причём, когда перед зданием МВД прошли первые пикеты возмущённых граждан, многие знакомые оперативники с Петровки советовали не спешить раздувать скандал – дескать, в деле есть и железобетонные доказательства, и свидетельские показания, и множество других улик. Потому что, рассуждали они, не могут же коллеги так тупо «палиться». Оказалось, что могут, причём чем дальше, тем больше на передний план вылезали странности и белые нитки этого дела.
Начнём с того, как небрежно и топорно была проведена «спецоперация». В криминалистике есть такое понятие, как «почерк». И «почерк» УВД по Западному административному округу легко узнаваем. С точно такой же лёгкостью и полным пренебрежением к закону «расследовались» дела многих активистов оппозиционных движений, которым подбрасывали наркотики. Например, можно вспомнить дело активистки организации «Другая Россия» Таисии Осиповой, которую посадили за хранение наркотиков на 10 лет.
Самое известное сфабрикованное «наркотическое» дело – это процесс чеченского правозащитника и главы чеченского «Мемориала» Оюба Титиева.
Его точно так же арестовали посреди улицы. Как выяснилось, поводом к задержанию Титиева стал звонок в полицию от дважды судимого наркомана о том, что он якобы видел у Титиева под автомобильным сиденьем пакет с коноплёй.
Как и чеченские силовики, столичные полицейские тоже поначалу отказались брать у Голунова смывы с рук – вероятно, по той простой причине, что экспертиза показала бы, что наркотиков он в руки не брал, а значит, пакетики ему попросту подбросили. Задержанному в нарушение всех законов более 14 часов не позволяли связаться с адвокатами.
Далее выяснилось, что из опубликованных в СМИ девяти фотографий, показывающих некую нарколабораторию, будто бы обнаруженную дома у Голунова, восемь были сделаны не в его квартире. То есть никакой лаборатории найдено не было. Что ж, вину сыщики свалили на пресс-службу ГУВД – дескать, это там не разобрались. Но ведь это не единственный прокол.
К примеру, телевизионщики канала «Россия 24», оперативно изготовив сюжет об аресте «наркоторговца» Голунова, показали справку с медицинским заключением, в котором врач якобы признал, что задержанный Голунов был в состоянии опьянения. Между тем стоп-кадр репортажа свидетельствует как раз об обратном: медицинский документ признаёт, что в момент задержания Голунов был трезв.
Или опять в пресс-службе ГУВД напортачили?
Кстати, в том сюжете показали и оперативников «наркотического отдела»: они якобы долгое время вели Голунова, которого якобы знали как крупного наркодилера.
– Мы и не знали, что он журналист, – оправдывался на камеру один из полицейских, явно не ожидавший столь масштабных акций протестов от общественности. – Мы узнали, что он журналист, уже поздно вечером, когда сам задержанный решил сообщить о себе, что он является сотрудником одного из крупных информационных ресурсов и что у нас будут крупные неприятности...
То есть, господа полицейские, вы поставили на прослушку телефоны человека и не удосужились при этом выяснить, кем он работает? Простите, но эти оправдания тоже напоминают ложь.
Между тем масштабные протесты общественности уже принесли первые результаты. Так, Никулинский суд Москвы отправил Ивана Голунова не в СИЗО, а под домашний арест. Это при том что следствие, предъявив Голунову обвинение в покушении на сбыт наркотиков в крупном размере, просило суд арестовать журналиста. Но наркодилеров, особенно если речь идёт о крупных размерах, за которые светит от 10 до 20 лет лишения свободы, не отпускают под домашний арест. То есть суд ясно показал, что не верит в версию следствия.
Скорее всего, статья будет переквалифицирована в ст. 228 УК РФ: «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств…». Это – на языке судейских – «надежная статья», так как предусматривает так называемый «формальный состав преступления». То есть преступление считается доказанным в силу доказанности самого события – факта обнаружения у подозреваемого некоторого количества наркотических веществ. Именно по ст. 228 и был в марте нынешнего года осуждён на 4 года колонии-поселения и Оюб Титиев. Это был минимально возможный срок по данной статье, что фактически означает, что сверху дали указание спустить дело на тормозах, спасая честь правоохранительных мундиров.
Возможно, именно по такому сценарию и пойдёт дальнейшее развитие событий с Иваном Голуновым. Сейчас его отпустили домой, ещё месяца через три дело будет направлено в Никулинский суд, который вернёт его обратно на доследование. Когда же негодование журналистского сообщества остынет, то Ивану позвонят из прокуратуры или Следственного комитета и сообщат, что новое расследование закончено и дело вскоре отправится в суд. То есть готовьте сухари. Фактически же ему дадут время уехать из страны, чтобы в очередной раз не превращать правосудие в фарс.
Впрочем, возможен и другой сценарий. Всё-таки за «делом Титиева» стоял Кадыров со своим кланом, и власть на самом верху была готова покрывать действия региональных князьков. Но за «делом Голунова» стоит, скорее всего, столичная «мафия» мелкого пошиба из клана «бирюковских» или «собянинских». Так что захочет ли власть прикрывать этих мелких бандитов – еще большой вопрос. Возможно, что как раз «дело Голунова» станет поводом для кадровой перетасовки полицейских начальников – от министра до начальника ГУ МВД России по Москве.
* * *
По данным службы Mediametrics.ru, самыми обсуждаемыми в рунете новостями начала недели стали:
- Новость о том, что Маргариту Симоньян госпитализировали после инцидента с Любовью Соболь.
- Убийство мастера спорта по греко-римской борьбе Сергея Чуева, заступившегося за беременную женщину, которую обижала толпа мигрантов из Таджикистана. Гости столицы жестоко избили спортсмена и утопили его в пруду на территории парка по улице Южнобутовская. Вскоре сотрудники полиции задержали восьмерых граждан Таджикистана, подозреваемых в совершении данного преступления.
- На железнодорожной станции Шиес в Архангельской области, где Москва хочет складировать свой мусор, продолжаются стычки между экологическими активистами и отрядами Росгвардии и ЧОП.
- Выступление рок-группы «Машины времени» в День России на Красной площади было отменено – по сугубо политическим соображениям.
- В Москве полицейский покончил с собой на рабочем месте.
- В Молдове произошёл государственный переворот: в молдавском парламенте часть политиков обвинила Демократическую партию и её лидера олигарха Владимира Плахотнюка «в попытке узурпации власти». В итоге одиозный Плахотнюк был лишён власти, хотя сдаваться не собирается.
- Стали известны первые результаты ЕГЭ-2019 (спойлер: результаты ЕГЭ по литературе, географии и базовой математике в целом остались на уровне прошлогодних, по профильной математике наметился прогресс, а вот число двоечников по базовой математике, наоборот, по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 5 тысяч человек).