Страшный зверь: почему все боятся ЕГЭ?

В этом году в России отмечается важный юбилей – ровно 10 лет назад, в 2009 году Единый государственный экзамен был признан единственной формой выпускных экзаменов в школе и главным вступительным испытанием в вузы страны

Фото: pixabay

Фото: pixabay

В некоторых регионах это случилось ещё раньше – с 2001 года. Инициатор ЕГЭ – Владимир Филиппов, бывший в те годы министром образования, назвал своё детище «самым длинным экспериментом в нашей стране за всю её историю». А нынешний министр науки и образования Ольга Васильева называет ЕГЭ «страшным зверем» и признает, что все, что связано с Единым государственным экзаменом, обросло «мифами, сказками и преданиями», и до сих пор нет не только согласия, хорошо это или плохо, но и понимания, что это такое и как это работает и главное – для чего.

В конце учебного года больше полсотни педагогов-словесников подписались под открытым письмом министру, где задали пять вопросов про ЕГЭ. Риторических, впрочем – они на них сами же дали вполне аргументированные развёрнутые ответы. Например: кем, где и когда подтверждено, что нынешняя форма Единого государственного экзамена по русскому языку, существующая в нашей стране с некоторыми вариациями уже 10 лет, самая эффективная из всех возможных? Какими научными исследованиями доказана целесообразность такой формы тестирования?  Таких работ, по данным учителей, нет, зато они из собственной практики знают, что «подготовка к ЕГЭ невозможна на базе школьной программы по русскому языку на основе школьных учебников, поскольку задания часто обращены к столь частным случаям, что без специальной литературы и справочников, а следовательно, помощи репетиторов, приобретения дополнительных пособий не обойтись».

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Есть вопросы у педагогов и к работе ФИПИ. Эту организацию, которая является монополистом во всем, что касается содержания единых экзаменов, учителя обвиняют в абсолютной непрозрачности, отсутствии диалога, застое «в методологических подходах и в методике проведения итоговой аттестации».  Кроме того, словесники отмечают, что «многотысячные тренировочные материалы под грифом ФКР», которые выпускает ФИПИ, изданы «с грубыми ошибками и опечатками». Для тех, кто ничего не понял, поясним: ФИПИ расшифровывается как «Федеральный Институт Педагогических Измерений», занимаются они разработкой КИМов – контрольно-измерительных материалов. Есть ещё спецификации, кодификации, Рособрнадзор и МЦКО – Московский центр качества образования. Это не какая-то узкоспециальная лексика для специалистов – это то, с чем столкнётся каждый школьник, идя на экзамен. Все, что связано с ЕГЭ, зашифровано немыслимыми терминами и аббревиатурами, расшифровка которых не добавляет никакой ясности, – обычному человеку ни за что не понять, что все это такое.  И это тоже вносит лепту в общую обстановку нервозности, связанной с экзаменом.

Каждый год Рособрнадзор проводит «открытый день ЕГЭ», куда зовёт всех желающих проверить свои силы в обстановке, максимально приближённой к реальности, и убедиться, что ничего страшного в этом «звере» нет. Чтобы понять, что ждёт её ребёнка на экзамене, москвичка Ольга Суворова пошла на один из таких пробных экзаменов, как раз это оказался русский язык. «Как и детей, заставляют сдать вещи и прогоняют через металлоискатель – надо сказать, что даже “играя”, взрослые люди чувствуют себя очень неспокойно.  Можно представить, как это нервирует ребёнка, он попадает в столь ответственный день, от которого, как все ему говорят с первого класса, зависит вся его жизнь, в другую школу, в незнакомый класс, с чужими учителями. И там он из школьника превращается в подозреваемого, которому устраивают обыск. Даже воду и шоколад на ЕГЭ можно приносить только при наличии медицинских показаний – а ведь дети проводят там больше трёх часов. Потом нужно заполнить бланки. Сложно попасть гелиевой ручкой в узкие квадратики, все время возникают вопросы: слитно писать или раздельно, “05” ставить или “5”? А читать эти бланки будет машина, малейшая неточность – все пропало, все это очень нервирует. 

Фото: pixabay
Фото: pixabay

 

Но самое сложное – и это отметили все родители – понять формулировку задания. Простые вопросы, которые иногда и не требуют каких-то особых знаний, заданы так причудливо, что даже если ты точно знаешь ответ, все равно сомневаешься, какой вариант выбрать.  Больше всего времени и сил уходит на понимание: что именно имел в виду составитель? Как заметил на выходе с испытания один папа, “может, это неплохо – пусть привыкают с малолетства, ведь им жить потом в нашем бюрократическом государстве”.  В этом смысле, возможно, и пригодится, но к знанию предмета это, очевидно, не имеет отношения».

По статистике на всех предметах по ЕГЭ самыми частыми являются ошибки, сделанные не из-за недостатка знаний, а «несуразные» и «глупые»: неточность в оформлении, неправильный перенос ответов в бланки, описки. Учитель физики Георгий Арабули отмечает, что в целом не очень сложный для тех, кто знает физику, экзамен дети заваливают из-за волнения и ошибок в оформлении: «Если на олимпиаде можно предложить решение для сложной задачи и получить свои 4 из 5 баллов, то на ЕГЭ обсчитался, ошибся в записи – не получил свои 80 плюс. Поэтому даже в нашей физико-математической школе мы весь апрель посвящаем подготовке к ЕГЭ». «Не могу больше видеть эти бланки, весь год только и делали, что заполняли их. Быстрее бы это закончилось, уже все равно с каким результатом», – пишет на сайте по ЕГЭ 11-классница Соня, с таким «боевым» духом многие выпускники идут на экзамен. Однако, как бы то ни было, научиться правильно отвечать на вопросы теста и вписывать их в нужные клеточки можно, чем, собственно, последние классы дети и занимаются вместо того, чтобы узнавать что-то новое. Но для того, чтобы получить высокий балл – тот, с которым можно пробовать поступать в хорошие вузы (а в самые рейтинговые конкурс идёт среди стобалльников), нужно идеально выполнить самые «дорогие», последние задания – и их, как правило, оценивают эксперты.

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

Вот, например, с какими трудностями столкнулись выпускники прошлого года на обязательном экзамене по русскому языку, в сочинении: «Текст о войне: Великая Отечественная, солдаты, победа, мужество, сила духа... Вроде бы, все понятно, но чтобы правильно определить проблему, ребёнок обязан написать слова “Великая Отечественная” (просто “война”, “на войне” – не годится), а в “позиции автора” указать, что это именно “советский народ”, при том, что такого словосочетания в самом тексте не было», – рассказывает эксперт ЕГЭ, ведущая проекта «ОК ЕГЭ» Оксана Беляева. То есть, идя на экзамен, дети должны были выучить слова песни «Как один человек, весь советский народ...».

Свои мысли в сочинении нужно формулировать именно так, как видят это составители задания. «Иногда ошибки могут быть следствием чрезмерной подготовки: вычитал что-то большее, выразил своё мнение. И такая ошибка будет стоить поступления в вуз мечты», – говорит Оксана Беляева. Выпускница этого года Милана, отправляясь на ЕГЭ по русскому, так описала свои чувства: «Проблема экзамена по русскому в том, что он обязателен, он влияет на выдачу аттестата. Поэтому для выпускников, испытывающих трудности с изложением мыслей на бумаге, максимальная клишированность экзаменационной работы только на руку.

Возмущение возникает в основном у пишущих людей. Реальный случай: я стала победителем Москвы во Всеросе (Всероссийская олимпиада школьников. – Ред.) по сочинению, а через пару дней получила проверенное ЕГЭшное эссе с оценкой “2”. В течение всего года у меня ни разу не получилось приблизиться к максимальному баллу за это сочинение. Экзамен все ближе, а в душе полное отчаяние». «Иногда мы говорим ученикам прямым текстом: “Не будьте умнее ЕГЭ, нужно чётко представлять, что хотят от вас составители вариантов, здесь требуется вот такой порог и перешагивать его не надо», – говорит эксперт.

Учителя-биологи тоже признаются, часто советуют своим лучшим ученикам – детям, которые действительно увлекаются предметом и знают больше, чем написано в учебнике: «Не вздумайте написать это на экзамене», потому что современная биология иногда отличается от той, которую учили в школе составители ЕГЭ. Учитель химии Денис Жилин считает, что система ЕГЭ вообще категорически не подходит к его предмету: «Химия – это наука условная, здесь чаще всего не бывает однозначных решений. Задания ЕГЭ, в которых нужно выбрать ответ, противоречат самой сути химии как науки». По мнению педагога, на ЕГЭ нет места эксперименту, эти задания не связаны с химическими знаниями и не имеют никакого отношения к реальной химии.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Даже учителя математики, которая, казалось бы, подходит к тестовому формату, вынуждены были писать в 2016 году петицию президенту, так как в иные годы задания по профильной математике бывают настолько сложными, что решить их могут только специально подготовленные ученики спецшкол. «Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования», – отмечали математики. Однако, так не происходит ни по одному предмету. Чиновники рапортуют, как с каждым годом задания совершенствуются, при это каждый год возникают скандалы по тому или иному предмету. До 1953 года советские школьники сдавали 11 выпускных экзаменов, письменных и устных, потом стали семь, практически по всем предметам. И потом, как правило, четыре предмета – в вуз. Но не было ничего даже близкого к тому нервному состоянию, в котором пребывают нынешние дети, которым нужно сдать всего-то два обязательных предмета и один по выбору. Почему ЕГЭ наводит такой ужас?

Когда детей просят охарактеризовать общий эмоциональный фон перед экзаменами, они говорят: «Нас запугивают отовсюду». Стрессовую обстановку вокруг ЕГЭ создают родители, учителя, репетиторы: «ты не сдашь», «у тебя не получится», «ты не получишь высокий балл» – так «мотивируют» детей буквально с начальной школы. По наблюдениям Оксаны Беляевой, даже самые лучшие учителя и репетиторы, если они честные, не скажут самым старательным ученикам: нужно освоить определённый объем знаний и тогда получите 98 или 100 баллов: «Такой гарантии не даст никто. “ЕГЭ – это лотерея”. И это одна из причин, почему именно единый государственный экзамен, который объективно не сложнее тех, которые сдавали родители нынешних выпускников, вызывает такой стресс», – считает эксперт. 

Фото: shutterstock[/caption]

Читайте также