Многие заметили, что стали опять появляться болеющие новой коронавирусной инфекцией. И действительно, многие СМИ со ссылкой на генштаб по борьбе с COVID-19 сообщили о росте показателей заболеваемости. По этим данным, за последнее время показатель вырос на 31,6% – до 3,7 случая на 100 тыс. человек. Поэтому сейчас к подтипу нового штамма коронавируса «Пирола», считающегося виновником этой вспышки заболеваемости, внимание повышено.
Первые случаи заболевания новым вариантом коронавирусной инфекции «пирола» (BA.2.86) были выявлены во Франции: к 23 августа 2023 года случаи заражения были зафиксированы в Дании, Израиле, США, Великобритании, а также странах Южной Африки. Зародился он, скорее всего, в организме человека с пониженным иммунитетом, болеющего ВИЧ-инфекцией. Обычно такие люди становятся хорошей лабораторией для эволюции вирусов. Иммунитета не хватает, чтобы быстро справиться с болезнью и подавить размножение вируса, но его не хватает и на повышенные реакции, становящиеся частой причиной грозных осложнений и смерти. Вирус длительно существует, проходит множество мутаций, и самые удачные и наиболее заразные начинают новые волны заболеваний.
«Пирола» – это дополнительный вариант «омикрона». Он происходит от вируса BA.2, который появился в 2022 году, то есть от одного из начальных вариантов. Это один из факторов, который обуславливает его повышенную заразность. Эволюция вируса дала ещё одну ветку. И если к прежним штаммам наш иммунитет немного привык, то этот вариант им воспринимается как менее знакомый. Кроме того, он накопил более 30 мутаций от исходного вируса, что даёт ему дополнительные преимущества перед другими штаммами в заразности. И нас всех очень беспокоит не только его повышенная заразность, но и возможная повышенная патогенность, то есть способность вызывать тяжёлые формы заболеваний. Пока что число госпитализаций растёт, но роста числа летальных случаев не наблюдается. Статистика ещё будет накапливаться, и можно будет делать более уверенные выводы.
И опять встают вопросы о действенности вакцин, в том числе обновленных версий. И ответов на них пока что нет, но косвенные данные нам говорят о том, что от тяжёлых случаев они всё же будут защищать, так как обновлённые вакцины к штамму BA.2 (исходный «омикрон») это делали. И первоначальные вакцины тоже работали от этого штамма, хотя и в меньшей степени, но в достаточной, чтобы защищать от тяжёлых случаев заболеваний в достаточно хорошем проценте случаев. Конечно, если сейчас кто-то задумывается о вакцинации, то ему стоит рассмотреть возможность привиться обновлёнными версиями вакцин. К сожалению, «Спутник» тут немного запаздывает, и мы только ждём новый вариант вакцины. «Пфайзер» и «Модерна» их уже выпустили.
«Пирола», как и другие штаммы, часто даёт высокую температуру, насморк, боль в горле и уже ставший визитной карточкой симптом – потерю обоняния и вкуса (хотя этот симптом и не всегда говорит именно о коронавирусной инфекции). И конечно, мы особенно боимся тяжёлых течений заболеваний с вирусными пневмониями и другими серьёзными осложнениями, на фоне которых лонг-ковид кажется только неприятностью, хотя выбивает из колеи и снижает работоспособность на долгое время. Поэтому нам рано расслабляться и класть маски подальше: они сохраняют свою актуальность, особенно при близких контактах в общественных местах. По-прежнему требуется не забывать о необходимости мытья рук и хорошей привычке не трогать лицо руками во время поездок в общественном транспорте. Про вакцинацию я писала выше, она особенно необходима людям из групп риска (пожилым, людям с хроническими заболеваниями и сниженным иммунитетом, беременным).
По поводу лечения нового штамма принципы остаются прежние. Они зависят от тяжести заболевания и группы риска тяжёлого течения. При легких формах достаточно обычного лечения, как и при других видах вирусных инфекций, чаще всего симптоматического. В более серьёзных случаях и для людей из групп риска требуется особый подход, тут самолечением лучше не заниматься, а вовремя обратиться к врачу.