Напомним, что на проходившей 20 июня в Тбилиси Генеральной сессии Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) президент МАП, депутат Госдумы Сергей Гаврилов во время утренней сессии в грузинском парламенте сел в кресло спикера. На следующий день в Тбилиси начались протесты, в результате которых пострадали около 240 человек, 80 из которых – полицейские. Кремлем это было оценено как «спровоцированная экстремистскими элементами русофобская провокация», и президент РФ Владимир Путин издал указ временно приостановить с 8 июля авиасообщение между странами.
Тбилиси, Грузия
Иорэк, 26 лет
К русским относятся нормально, обычно. То, что сейчас происходит, – только политика. Нет никакой агрессии или национализма по отношению к обычным гражданам. Мы соседи, у нас общая геополитика и многолетняя общая история, хотим мы этого или не хотим. Тут не стоят вопросы выгоды лично для нас, мы хотим жить мирно.
Фото: Софья Пшеничная
Тамна, 24 года
Мы различаем понятия русского правительства и русского народа. У грузин и русских много общего, общая культура. Тем не менее сейчас ситуация обострена, и время покажет, что из этого получится. Разные политики будут пытаться повернуть ситуацию в нужную им сторону.
Фото: Софья Пшеничная
Нани, 84 года
Я не могу не любить человека, потому что каждое существо создал Бог. Грузия много страдала из-за действий России в прошлом, и мы не хотим, чтобы это сейчас повторялось, мы хотим мира и свободы для нашей страны. Представь поле с цветами, и все цветы разные и уникальные. Как и наши народы. Мы должны любить и уважать каждого человека, не важно, какой он или она национальности.
Фото: Софья Пшеничная
Виктория, 23 года
К русским относятся замечательно, наш народ всегда за то, чтобы все дружили. Национализма здесь не больше, чем везде. У нас схожий менталитет, наследие СССР. Думаю, у всех постсоветских пространств есть что-то общее. Грузия – это стратегически выгодная территория, и не удивительно, что кто-то может иметь желание извлечь выгоду из этой ситуации.
Фото: Софья Пшеничная
Лука, 18 лет
Я думаю, что сейчас в Грузии нет проблемы плохого отношения к русским. Я не очень интересуюсь политикой, но я против войны и за мир между любыми народами, а у наших стран ещё и общее прошлое, и одна религия – разве мы не можем жить мирно?
Фото: Софья Пшеничная
Нариман, 84 года
К русским как к народу относятся очень хорошо, к правительству – нет. В прошлом было много фактов насилия со стороны российского правительства по отношению к Грузии. Народ есть народ, у нас есть общая история. Все хотят жить мирно.
Фото: Софья Пшеничная
Хатиа, 19 лет
Отношение к русскоязычному населению в Грузии не поменялось. Грузия и Россия всегда были соседями, у нас одна религия. Я думаю, сейчас грузинская оппозиция может использовать ситуацию в своих интересах. Это не очень корректно с их стороны, но это так. Мы хотим свободы и демократии для своей страны. Фото: Софья Пшеничная
Давид, 25 лет
К русским относятся нормально, никакой агрессии в сторону русского народа нет, несмотря на то что есть люди, которые в прошлом действительно пострадали от действий со стороны России. У нас общее советское прошлое, но нас объединяет православная вера, хотя это часто используют в негативном русле. Постсоветские народы похожи, и у нас похожая ментальность и моральные устои. Вопрос выгоды является скорее стратегическим, холодным, с расчётом на будущее. Фото: Софья Пшеничная
Раман, 66 лет
Ситуация между странами сейчас обострена, но к русским в Грузии относятся нормально. Раньше мы жили вместе, и жили хорошо. У русских и грузин общая вера. И похожая ситуация, в которой олигархия действует в своих интересах. В любом случае мы до сих пор соседи, и никому не выгоден этот конфликт.
Фото: Софья Пшеничная
Мариа, 18 лет
К русским по-прежнему относятся хорошо, к людям. Может, из-за этой ситуации кто-то винит русских, но я так не думаю. У нас общая история и православная вера. Но сейчас из-за конфликта в наших странах власть пытается манипулировать населением и хочет заставить их думать и делать что-то, что будет им выгодно.
Фото: Софья Пшеничная
Москва, Россия
Денис, 36 лет
Наши страны всегда были дружеские, и, я думаю, это должно сохраняться в дальнейшем. Не вижу здесь никакого конфликта: есть сложности между Грузией и соседней страной, где наши помогали братскому народу и пытались урегулировать этот конфликт. Думаю, надо это решать, не призывая людей к какому-либо выкрикиванию антироссийских или антигрузинских риторик, а именно – решать конфликт в мирном ключе.
Фото: Алёна Шилоносова
Светлана, 59 лет
К конфликту между Россией и Грузией отношусь отрицательно. К грузинскому народу отношусь хорошо. Считаю, что это верхушки сталкивают российский и грузинский народы.
Фото: Алёна Шилоносова
Борис Самсонович, 63 года
Я очень часто проезжаю через Грузию, в последнее время мне очень нравится там. Я был раньше дальнобойщиком, тогда очень плохо было. Как-то нас догола там раздели, а сейчас очень хорошо, спокойно проезжаю. А то, что сейчас, мне не нравится. Я в политику не лезу никогда. Я простой водитель. Против грузин ничего абсолютно не имею.
Фото: Алёна Шилоносова
Лидия, 44 года
Только слышу, что там какие-то беспорядки. А в Грузии прекрасно. Как было к ним отношение нормальное, так и есть. Пускай люди туда едут отдыхать, там всё замечательно. Главное, чтобы всё сейчас урегулировали. Непонятно, что происходит пока. Сама там не была, но была в Абхазии. Там тоже прекрасно.
Фото: Алёна Шилоносова
Константин, 24 года
У нас общее прошлое, это Советский Союз, мы под одним флагом ходили. Конфликта у нас с Грузией нет, конфликт наверху – у тех, кто играет в политику. Нас, мирных граждан, это не касается вообще никак. В Грузии, я видел, проходят флешмобы, люди стоят с плакатами «Я из России, давай обнимемся, если всё ок», и многие смело подходят, обнимаются. Конфликта нет никакого. Тем более правительство Грузии для туристов из России пошло навстречу и организовало шаттлы из Еревана и из Баку от аэропорта до Грузии абсолютно бесплатно.
Фото: Алёна Шилоносова
Никита, 18 лет
Отношения к конфликту у меня нет, потому что не слежу за этим. Но отношение к грузинам и к Грузии как стране более чем положительно.
Фото: Алёна Шилоносова
Оля, 18 лет
Я неполитичный человек, поэтому нет какой-то позиции в отношении других стран, кроме положительной, потому что все люди равны.
Фото: Алёна Шилоносова
Сергей, 32 года
К Грузии я очень хорошо отношусь, есть только некоторые нюансы, с которыми я не согласен, во внутренней и внешней политике. Касательно последнего конфликта ничего не могу сказать. К сожалению, в последнее время много работаю и не слежу за этой историей. К грузинам отличное отношение: у меня есть друзья-грузины – отличные ребята, и нет к ним негативной предрасположенности.
Фото: Алёна Шилоносова
Кира, 35 лет
Сути конфликта не понимаю: почему русские и грузины должны что-то делить? Мы соседи. Страдают грузины, страдают русские. Они такие же христиане, как и мы, мы всегда были братскими народами. Были какие-то конфликты всегда, но это неизбежно в большой семье.
Фото: Алёна Шилоносова
Станислав, 45 лет
Отношение к людям и стране хорошее. Наша власть постоянно ищет внешних врагов, сейчас появился новый удобный повод, чтобы найти очередного. Дорог нет, здравоохранение уничтожается, образование хромает. Всё это можно списать на кого-то, сказать: «Вот, враги виноваты» – грузины, украинцы, американцы, англичане… Россию и Грузию связывают давние исторические культурные связи, поэтому у нас много общего. У нас много замечательных людей с грузинскими фамилиями, которых мы знаем.
Фото: Алёна Шилоносова