События разворачивались стремительно: от жалобы юноши в дежурную часть до первоклассной спецоперации и задержания преступников прошёл всего один час. Дошедшие до журналистов подробности этой истории дают основания полагать, что не будь «дела Голунова» – не бросился бы никто вызволять подростка с таким рвением и скоростью.
А дело было так. 16 июля в 4 часа дня наряд вневедомственной охраны остановил 16-летнего школьника. По сведениям издания «Фонтанка», мальчика зовут Антон, он сын состоятельных родителей. У подростка тут же «нашли» наркотики, изъяли их и потребовали выкуп – 300 тысяч рублей. Антона подвезли к банкомату, где он снял с кредитки отца 40 тыс. рублей (больше, очевидно, не получилось) и отдал вымогателям. После этого его отпустили за оставшейся частью выкупа. Тут-то он и успел позвонить в дежурную часть ГУ МВД.
Спустя полтора месяца после дела Голунова слова «Ваши полицейские мне подкинули наркотики и требуют денег» произвели потрясающий эффект. Дежурная часть информировала районный отдел полиции, где в ужасе решили, что это кто-то из их подчинённых. Источник «Фонтанки» так описал происходившее в отделе: «Наш начальник БЭП то ли кричал, то ли громко молился: «Любой ценой! Не дай бог! В Москве за это генералов снимают! Нас точно всех употребят!»
В течение следующего часа подросток (уже под контролем полиции) принес вымогателям ещё 100 тысяч, а оставшиеся 160 тысяч обещал оставить в условленном месте. Там и была устроена засада. Забирать деньги росгвардейцы приехали на служебной машине, на ней же пытались удрать от полиции. Кадры их задержания уже обошли весь рунет.
Это, конечно, кадры из прекрасной России будущего, где любая несправедливость пресекается по первой жалобе. А в настоящем, наверное, у каждого второго из нас найдётся личная история с вопиющим бездействием тех, кому «доверено судьбой оберегать на здешних улицах покой». Всего три месяца назад мы писали о том, как упорно не реагировал на пропажу человека участковый.
Не реагирует на эту историю и прокуратура, куда мы направили официальный запрос на основании проведенного нашим автором расследования. Кроме «сгенерированного автоматически письма» о статусе обращения, которое «не требует ответа» и само пришло через два с половиной месяца (!) после обращения, никакой реакции со стороны правоохранителей не последовало.
Большинство историй «с нереагированием полиции», которые периодически всплывают сегодня, – это случаи домашнего насилия. О них мы узнаём только тогда, когда человек уже мёртв или зверски изувечен.
Ещё одну шокирующую историю, из 1990-х, припомнил юрист организации «Русь сидящая» Алексей Федяров (сам он пострадал от произвола правоохранителей в 2010-е).
«Конец 90-х, – рассказывает Федяров на своей странице в Facebook, – трое цыган люли (есть такая народность, из Средней Азии), затащили в квартиру девушку. Интеллигентная, домашняя, студентка филфака, будущая учительница. Пьянствовали и насиловали страшно трое суток. Предложили русскому соседу, что зашёл на стакан самогона. Тот включился. Инициативно и активно. Несколько раз, когда подонки засыпали, девушка с квартирного телефона (мобильных ещё не было), звонила по номеру 02. Тихо просила помочь. Её отключали. Никто не приезжал. Это никого не удивляло тогда и не удивляет сейчас. Убьют, труп осмотрим.
На третий день, когда насильники стали открыто обсуждать, как будут её расчленять и выносить, смогла позвонить подруге и сказать адрес. Та позвонила в УБОП, и вдруг всё заработало. Моментально выехали опера и накрыли на месте одного, русского, что стерёг, а чуть позже нашли на местном рынке и оставшихся.
Девушка чудом осталась в живых. Когда я допрашивал её, избитую и измученную, накрывал морок, хотел убить всех этих нелюдей. Лично. Но их только посадили. Позже я пытался понять, а почему УБОПовцы выехали, почему не скинули в райотдел сообщение. «Не знаю, повезло девчонке, бывает», – ответил мне один старый опер».
«Иногда система неожиданно срабатывает так, как должна», – отмечает Федяров.
Иногда срабатывает. Но в случае с питерским подростком совсем не неожиданно. Здесь связь с делом Голунова очевидна: хороший полицейский – это перепуганный до смерти полицейский. Пока только так.