Главное событие всей информационной повести недели – это, конечно, страсти вокруг выборов в Мосгордуму и снятия оппозиционных кандидатов.
У стороннего наблюдателя, конечно же, может сложиться впечатление, что зловредная власть в Москве сняла с гонки абсолютно всех оппозиционных кандидатов. Но это не совсем так. В выборах в Мосгордуму участвует 45 мажоритарных избирательных округов, тогда как на митинге 20 июля на проспекте Сахарова за допуск на выборы независимых кандидатов приняли участие всего 17 кандидатов, не допущенных к процедуре выборов. Причём это весьма разношёрстная публика – четверо выдвиженцев «команды Навального», четверо «яблочников», трое членов «команды Гудкова-старшего», который сам идёт от «Справедливой России», несколько самовыдвиженцев, представляющих районные политические и общественные организации.
Второе, на что следует обратить внимание: далеко не все «независимые кандидаты» были сняты. Был зарегистрирован и «яблочник» Евгений Бунимович, и член общественной организации «Гражданин ВАО», и кандидатка от Фонда содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Дарья Беседина (это при том, что подписные листы другой кандидатки – Анастасии Брюхановой – были забракованы).
Впрочем, от избиркомов досталось и коммунистам, и жириновцам, и даже выдвиженцам от «партии власти».
И хотя у многих несостоявшихся кандидатов факты нарушения в подписных листах были подтверждены и в ходе почерковедческих экспертиз, руководящая, вдохновляющая и направляющая роль номенклатуры «Единой России» в процессе отсева кандидатов заметна и слепому. Ещё с прошлого года «единороссы» взяли курс на реформу представительной власти на местах: если сейчас половина депутатов в региональные парламенты проходит по партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным округам, то уже сейчас в ряде российских регионов (включая и Москву) доля депутатов-одномандатников увеличена до 75 процентов. Причём застрельщиками в этой реформе выступает не Москва, но провинция: так, выборы по новой схеме уже прошли или проходят в Санкт-Петербурге, Архангельске, Перми, Туле, Волгограде и т.д. Изменения происходят не просто так: это «хитрый план» самого секретаря генсовета ЕР Андрея Турчака, решившего, что только замаскированное участие единороссов, которые ныне прикидываются «самовыдвиженцами», и может спасти партийную гегемонию «единороссов». Поэтому сейчас весь административный ресурс задействован на то, чтобы расчистить электоральное поле для «нужных» кандидатов, убрав наиболее сильных конкурентов.
Таков, например, случай «яблочника» Андрея Бабушкина, члена президентского Совета по правам человека и муниципального депутата района Отрадное, которого не пустили на выборы в округе № 11, чтобы обеспечить беспроблемное избрание Евгения Нифантьева, известного как хозяина аптечной сети «Столичка».
По аналогичной причине не был допущен к выборам в округе № 45 и сам лидер оппозиции Илья Яшин – нынешний глава совета депутатов Красносельского района Москвы.
Как установили социологи «Левада-центра», именно сам Яшин и лидировал по популярности у избирателей среди кандидатов в Мосгордуму. Так, готовность проголосовать за него выразили 17 % опрошенных (33 % от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором). На втором месте – выдвиженец от ЛДПР бизнесмен Евгений Турушев, на третьем – проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара, которую и можно считать представителем «партии власти».
Так же, безусловно, сработала и установка Кремля вообще не пускать «навальнят», не предполагая возможности выхода кандидатов от Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) из маргинального подполья. Потому что ничем иным мотивы снятия с выборной гонки Ивана Жданова, директора ФБК, который баллотировался в округе № 8, объяснить нельзя.
Дело в том, что округ № 8 (то есть районы Аэропорт, Войковский, Коптево, Сокол) – это традиционная вотчина КПРФ: там на прошлых выборах избрался Зюганов, то есть не сам Геннадий Андреевич Зюганов, конечно, а его неполный тезка – ныне действующий депутат МГД Леонид Зюганов. Правда, в нынешнюю кампанию Зюганов не пошёл на перевыборы по «родному» округу № 8, подав документы в соседний округ № 21 (Жулебино), передав свои районы Вадиму Кумину, бывшему депутату Госдумы, который в прошлом году баллотировался в мэры Москвы от КПРФ. Скорее всего, «красные» и выиграют выборы в этом году, хотя против Кумина от ЛДПР заявлен депутат Госдумы Василий Власов, который уже согласился в случае избрания в МГД сдать мандат федерального депутата.
Согласитесь, очень наивно предполагать, что никому не известный Жданов мог представлять сколько-нибудь серьёзную опасность для таких мастодонтов от политики.
Кстати, в этом же округе идет и «яблочница» Дарья Беседина (кандидатка от Фонда содействия развитию городов Варламова и Каца). Вот и посмотрим, смогут ли «навальнята» действовать с другими политическими силами в широкой оппозиционной коалиции.
Тем не менее именно пока члены «партии Навального» и оседлали митинги протеста, выставляя себя главными потерпевшими. На прошедшем 20 июля на проспекте Сахарова в Москве митинге за допуск на выборы в Мосгордуму независимых кандидатов, в котором приняло участие 22,5 тысячи человек, Илья Яшин выдвинул ультиматум мэру Москвы Сергею Собянину: «Если в течение недели – то есть до 27 июля – после митинга независимые кандидаты не будут зарегистрированы на выборах, то мы заявляем о намерении собрать встречу с кандидатами в депутаты у стен мэрии Москвы».
https://www.facebook.com/yashin.ilya/posts/2373363869383911
Что хочется сказать по этому поводу?
Пожалуй, сейчас самое время вспомнить, что такого бардака с подписями при Ельцине не было. Потому что в «смутные 90-е» существовало понятие «избирательного залога»: в случае, если избирком вдруг начинает «химичить» с собранными подписями, любой кандидат мог внести залог – денежную сумму из средств избирательного фонда – и продолжить предвыборную кампанию. Залог не был инструментом выдвижения во власть олигархов – нет, это была страховка на случай применения «админресурса» и правонарушений со стороны избирательных комиссий. Однако в 2009 году избирательный залог был отменён – всё ради борьбы с олигархами. И голосовал за отмену залога сам Геннадий Гудков, бывший в то время депутатом Госдумы, а его сын Дмитрий, будучи главной пресс-службы партии СР, это решение всячески поддерживал.
Интересно, понимали ли они тогда, какой бумеранг они запустили?
Понимают ли нынешние политики – и действующие, и не допущенные к выборам – что каждый из них рано или поздно, но встретится со своим «бумерангом»?
* * *
Между тем выборы прошли и на Украине...
Всего в Верховную Раду по итогам выборов, прошедших 21 июля, пройдут пять партий. По результатам обработки 43,36 % протоколов, в парламент проходят «Слуга народа» (42,31 % голосов избирателей), «Оппозиционная платформа – За жизнь» (12,79 %), «Батькивщина» (8,08 %), «Европейская солидарность» (8,7 %) и «Голос» (6,39 %).
Всего, по предварительным результатам выборов в Раду, от «Слуги народа» в парламент по партийным спискам пройдёт 121 человек, по мажоритарным округам – ещё 115–120. Таким образом, партия «Слуга народа» президента Украины Владимира Зеленского, возможно, впервые в истории сможет сформировать в Верховной Раде однопартийное большинство, не привлекая депутатов-самовыдвиженцев. Таким образом, отныне уже никто не будет мешать Зеленскому выполнить свои обещания.
Ну и как вы думаете, выполнит?