Профсоюз «Учитель» обратил внимание на то, что на школьных педагогов легла новая нагрузка, и направил в Министерство просвещения РФ обращение с требованием оплачивать работу учителей при проведении мониторинга в рамках PISA.
В 2023 году в России проводится очередной цикл исследования качества школьного образования. А к 2025 году в региональной оценке по модели PISA, как заявлено, примут участие все субъекты Российской Федерации. То есть школ, где учителям придётся тратить время на мониторинг, станет ещё больше.
«Из руководства по проведению исследования следует, что в школе должен быть назначен координатор, организатор в аудитории и технический специалист. Но ничего не сказано про оплату труда тех, кто будет принимать участие», – заметили в профсоюзе «Учитель» и напомнили, что дополнительная работа должна быть оплачена.
То, что любое начинание образовательного начальства ложится на плечи учителей, причём чаще всего совершенно безвозмездно, – это как раз не новость. Интересно в этом сообщении то, что эта самая PISA до сих пор в российских школах проводится. Состоящая из английских букв аббревиатура PISA (Programme for International Student Assessment) расшифровывается как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Тестирование оценивает навыки учащихся в области математики, естественных наук и чтения и проводится в электронном формате в более чем 80 странах и системах образования. Данное исследование призвано проанализировать имеющееся актуальное качество получаемого школьниками образования, а также соответствие знаний реалиям жизни в современном мире. Проходит под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития.
Россия начала участвовать в PISA с 2000 года, последнее исследование проводилось здесь в 2018 году, очередное тестирование должно было пройти в 2021-м, однако из-за коронавирусных ограничений было перенесено на 2022 год, а потом началась СВО, участие России в международном исследовании было приостановлено.
В ответ на это в Рособрнадзоре заявили, что «российская система школьного образования является самодостаточной и может функционировать и развиваться без участия в сравнительных международных исследованиях».
Но при этом проводить мониторинг по системе PISA не прекратили, а буквально – как в Макдональдсе – поменяли немного название: импортозамещённая PISA называется теперь «Оценки по модели PISA». И будет даже лучше, чем раньше, так как нормальная PISA проводится раз в три года, а общероссийская будет проводиться хоть каждый год, когда угодно – «вне графика».
Всё остальное, как заверили организаторы, – модели заданий, форма проведения, расчёты результатов, итоговая шкала, система перевода баллов – будет соответствовать основному исследованию. И даже можно будет сравнивать наши результаты с другими странами, но радоваться или огорчаться придётся самостоятельно.
Откуда же такая привязанность к этому мониторингу, победа в котором не даёт никаких преимуществ, его цель – всего лишь анализ образовательной системы, да и то по определённому критерию: умение школьников применять знания на практике. Это имеет значение и служит развитию образования, когда попутно идёт обмен межнациональным опытом, когда есть возможность выявить и сравнить изменения, происходящие в разных системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
А если этого нет, оценка по системе PISA – это просто какое-то числовое выражение, непонятное никому, кроме редких специалистов по проведению исследования.
А дело тут, видимо, в том, что, согласно майскому указу 2018 года президента Владимира Путина, в 2024 году Россия должна была войти в топ-10 стран по уровню качества общего образования. Была поставлена цель – стать лидером по результатам PISA, что бы это ни значило. Для этого создан специальный орган – ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования) – и выделен бюджет.
К слову сказать, в РФ был очень высокий темп роста результатов по PISA с 2009-го по 2015 год, лучшее же среднее образование в эти годы было в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе в десятке лидеров оказались Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.
В 2018 году, когда в последний раз проводилось исследование, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (18-я из 79). Было отмечено, что здесь произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных направлениях. При этом российские школьники продемонстрировали снижение среднего балла по читательской, естественно-научной и математической грамотности.
На волне энтузиазма в гонке за лидерство в образовании в 2017 году Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA, был приглашён в Москву для участия в IV Международной конференции «Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения». Тогда он оценил цель РФ попасть в десятку лидеров как весьма реальную: «Как показывают результаты последней волны нашего исследования, четверть российских 15-летних школьников уже находятся на одном уровне с лидером. Если Россия продолжит укреплять свои достижения этим темпами, страна может занять 10-е место через 5 или 6 лет.
Важно, чтобы российские ученики стали лучше справляться с заданиями, при выполнении которых им необходимо экстраполировать имеющиеся знания и применять свои творческие умения в новых, незнакомых ситуациях, уметь решать комплексные задачи, вроде тех, на которых фокусируется PISA».
А задачи эти не то чтобы похожи на те, которые решают у нас в школах. Например, такие: «В Зедленде есть две публицистические компании, которые пытаются привлечь продавцов. На постерах ниже представлено, как компании будут оплачивать труд продавцов. Посчитать среднюю зарплату Фёдора в неделю, зная, что обычно он продает 350 копий газеты “Звезда Зедленда” в неделю».
Считается, что школьникам не требуются специальной подготовки к тесту: «PISA не проверяет вашу способность запоминать факты, которые вы выучили в школе. Вместо этого PISA исследует то, как вы можете применить свои знания и навыки для понимания информации и решения проблем», – пишут в методических материалах к PISA. Но, как мы видим, задания довольно непривычные для наших школьников, а спрашивать будут всё равно с учителей – тем более что баллы выставляют не индивидуально, а по школе в целом. Так что и готовить, и проводить отечественную PISA, а также отвечать за результаты придётся учителям. В заявлении профсоюза «Учитель» отмечается, что работа по организации исследования PISA «не имеет отношения к должностным обязанностям педагогических работников и значительно увеличивают нагрузку на технических специалистов». Профсоюз также указывает, что «педагогические и другие работники образовательных организаций на время подготовки и проведения PISA не освобождаются от основной деятельности: обучения детей в соответствии с образовательной программой».
Главное – не очень понятна цель этих исследований сегодня, когда из международных образовательных рейтингов Россия всё равно исключена. А анализ образовательной системы РФ, её сильных и слабых сторон был сделан и по результатам предыдущих мониторингов. Вот как это сформулировал, например, тот же создатель PISA Андреас Шляйхер в 2017 году: «В России хорошо поставлена работа с одарёнными детьми – например, качество математического образования выше, чем в США. Однако эффективность применения знаний, производительность труда, качество жизни в США выше, чем в России. Это означает, что таланты и способности – лишь часть уравнения, и нужно уметь их использовать во благо обществу. Изменить существующие институции в государстве так, чтобы талант человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще, чем научиться выращивать таланты».