Но украинцы посчитали всё это обманом.
Уже через несколько часов известный в Киеве сетевой журналист Мустафа Найем объявил в социальных сетях о начале бессрочной акции протеста: «Встречаемся в 22.30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей. Перепост всячески приветствуется».
Шёл дождь, и кто-то – лишь потом участники акции протеста узнают имя Петра Порошенко, спонсора Евромайдана – организовал раздачу накидок из полиэтилена. Раздавали и чёрные ленточки – символ «утерянных надежд по Евросоюзу».
Появились палатки и автомобили-«каблуки» с аппаратами для кофе.
Уже на второй день власти отреагировали на митинг и сделали всё возможное, чтобы избежать повторения событий «Оранжевой революции» 2004 года. Киевский суд оперативно запретил устанавливать в центре Киева палатки и навесы, а на самом майдане Незалежности неожиданно начался монтаж рождественского городка.
Но Евромайдан уже было не остановить – сценарий уже был запущен, и все роли чётко распланированы.
К вечеру 22 ноября на площади появился палаточный городок. Была организована доставка одеял, тёплых вещей и еды – хотя для большего сочувствия организаторы Майдана неустанно призывали киевлян нести на майдан продукты и тёплые вещи для протестантов.
Наконец, 24 ноября в центре Киева состоялись первые столкновения с полицией.
Собкор «Коммерсанта» писал: «Митингу на Европейской площади предшествовал марш за евроинтеграцию. Его участники двигались от памятника Тарасу Шевченко, выкрикивая лозунги “Украина – это Европа!”, “Банду – долой!” и “Юле – волю!”. На пути участников акции оказался памятник Ленину, на защиту которого в несколько рядов встали бойцы “Беркута”. “Он же Украину лишил независимости и таких же хлопцев, как вы, расстреливал!” – тщетно взывал к совести бойцов один из демонстрантов.
На митинге выступили почти все лидеры оппозиции. “Здесь и сейчас создаётся история”,— объявил лидер фракции “Батькивщина” Арсений Яценюк. “Здесь не будет русского мира! Мы, украинцы, хозяева на земле, и мы не дадим лишить нас завтрашнего дня!” – заверил лидер националистической партии “Свобода” Олег Тягнибок. А дочь Юлии Тимошенко Евгения зачитала со сцены письмо матери из харьковской больницы: “Пришло время освободиться. Мы должны отстранить коррумпированные кланы от управления страной. Майданы рождаются как звезды. Мы возродились!”
Одновременно несколько тысяч человек, скандируя “Ре-во-лю-ци-я!”, направились к зданию правительства. Путь им преградили молодые люди в спортивных костюмах, а здание окружили бойцы спецназа “Беркут”. Пытаясь не дать демонстрантам прорваться внутрь, они применили дубинки и слезоточивый газ. Оппозиционеров это не остановило: они стали устанавливать палатки прямо напротив здания…»
* * *
Сейчас мало уже кто помнит, но тогдашние первые лица Украины Виктор Янукович и Николай Азаров отказались от подписания документов по евроинтеграции буквально за неделю до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, который – саммит, в смысле – должен был стать торжеством западной демократии и прогресса над тёмной и отсталой Россией.
«Восточное партнерство» – это 6 постсоветских республик – Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина, которые должны были прямо в Вильнюсе вступить в кандидаты в члены Евросоюза.
К тому времени дипломатическая война Запада против России шла уже десять лет: с осени 2003 года, когда в Тбилиси прошла «революция роз» – первая цветная революция на постсоветском пространстве. К власти пришёл амбициозный и прозападный лидер Михаил Саакашвили, который объявил о резкой переориентации страны – от Москвы к скорейшему вступлению в НАТО.
Одновременно в ноябре 2003 года усилиями Госдепа США в Кишинёве было сорвано подписание «Меморандума Козака», по которому Молдавия превратилась бы в федерацию, и Приднестровье возвращалось в её состав на правах автономии. Кстати, этот меморандум был выработан по просьбе тогдашнего молдавского президента Воронина, который под нажимом Госдепа США отказался его подписывать.
Наконец, в ноябре 2003 года сняли с должности президента Литвы Роландаса Паксаса – наверное, первого и последнего пророссийского политика в руководстве этой прибалтийской республики.
И все эти три события были призваны проиллюстрировать изменение политики США в отношении России: дескать, отныне Вашингтон больше не позволит Москве играть роль медиатора отношений на постсоветском пространстве. И не дадут урегулировать запущенные конфликты. Потому что единственный гарант мира на всем земном шаре – это США.
И вот, саммит 2013 года в Вильнюсе должен был стать победной точкой в этой 10-летней дипломатической войне, во время которой, казалось, наш МИД терял одну позицию за другой. Но в Вильнюсе был заготовлен нокаутирующий удар – сразу шесть постсоветских республик подписывали документы об ассоциации с Евросоюзом, документально оформляя свой выход из российской сферы влияния.
Но затем что-то пошло не так. Первыми об отказе от евроассоциации заявили армяне, объявив ещё в сентябре 2013 года, что они передумали евроинтегрироваться и теперь будут вступать в Таможенный союз.
Следом осторожную позицию занял Азербайджан – дескать, спешить некуда, надо ещё раз всё взвесить. Дескать, соглашение об ассоциации ущемляет права украинской экономики, а соглашение о свободе торговли может привести к банкротству целых отраслей украинской промышленности.
Разумеется, прозрение с Януковичем случилось не просто так. Российские чиновники, устав объяснять, что беспошлинная торговля с ЕС наносит удар по интересам России, ведь такое же соглашение было заключено и между РФ и Украиной (в итоге получалось, что Евросоюз в одностороннем порядке получил бы право беспошлинной поставки в Россию своих товаров), включили режим «злого полицейского». И в течение месяца перекрыли весь экспорт украинских товаров в Россию – для демонстрации того, что ждёт страну после такой «евроинтеграции». Януковича угроза полного банкротства страны полностью отрезвила. Чего, к сожалению, нельзя сказать про американских политиков, воспринявших отказ от подписания евроассоциации как личное оскорбление.
Ещё бы! Демарш Украины превратил победный саммит в Вильнюсе в полный абсурд. Напрасно Виктор Янукович предлагал подписать вместо договора о евроассоциации какую-нибудь декларацию или другую ничего не значащую бумажку. В ответ он услышал категорическое «нет!».
Более того, в Вашингтоне фактически выдали оппозиции индульгенцию на любые действия против режима Януковича, фактически запустив режим распада страны.
* * *
В то же время нельзя отрицать, что часть вины за Майдан лежит и на самом Януковиче, который сознательно сделал ставку на рост национализма.
Вспоминаю тогдашний разговор с одним знакомым киевским политологом. Он был уверен: «Янукович сможет выиграть следующие выборы, только если во втором туре ему будет противостоять Олег Тягнибок».
В то время именно позабытый сейчас Тягнибок считался самым ярым бандеровцем.
* * *
Наверное, никому из тех, кто в ноябре 2013 года выходил на улицы Киева протестовать против «злочинной влады», и в страшном сне не могла бы привидеться Украина 2023 года.
Через 10 лет после победы Майдана население Украины сократилось почти в два раза – с 37,6 млн. человек до 19 млн. Никакой голодомор по темпам убыли населения и рядом не стоял!
Экономика страны почти полностью уничтожена. Потерян ряд регионов. Страна фактически находится под внешним управлением и полностью зависима от внешних источников финансирования.
Внутри страны установлен режим диктатуры. Запрещены все оппозиционные партии, закрыты большинство телеканалов и независимых СМИ. Неугодная православная церковь запрещена и подвергается гонениям, многие священники арестованы.
* * *
В этой связи будет любопытно посмотреть и на достижения главных героев «революции достоинства» – такое пафосное название получил евромайдан после победы.
Журналист Мустафа Найем, позвавший всех на майдан «с зонтиками и хорошим настроением» вначале стал оружейным магнатом, занимавшимся контролем ВПК и поставками оружия в «АТО». Теперь он – заместитель Министра инфраструктуры Украины и глава госагентства восстановления и развития инфраструктуры Украины. Пожалуй, он один из немногих украинцев, кто до сих пор с выгодой пользуется известностью, полученной на майдане. Если, конечно, в скором времени не станет главным фигурантом уголовного дела по коррупции и хищениям во вверенном ему фонде.
* * *
Пётр Порошенко – главный спонсор и бенефициар евромайдана. Его широко знают как «кондитерского магната», но кроме пищевой промышленности он также владел СМИ и предприятиями тяжёлой промышленности – словом, олигарх в полном смысле. Кроме того, Порошенко занимал министерские должности, в том числе в кабинете Януковича. После смещения Януковича он сам стал президентом Украины, а в 2019 году проиграл выборы нынешнему президенту Владимиру Зеленскому.
Но затем на выборах в Верховную раду Порошенко стал обычным депутатом. Сейчас Порошенко по-прежнему находится на территории Украины и намерен принять участие в следующих выборах президента – если они, конечно, состоятся.
* * *
Юлия Тимошенко в 2013 году была символом Евромайдана, требовавшего скорейшего её освобождения из застенков, куда её отправили по приказу Януковича. После свержения Януковича её прямо из тюрьмы привезли на майдан – в инвалидном кресле, но в модельных сапогах на высоком каблуке. После начала СВО она перебралась в Дубай, а потом в Польшу.
* * *
Арсений Яценюк и до майдана был политическим тяжеловесом. Интересно, что его первой серьёзной должностью стало кресло и.о. министра экономики Крыма. Позднее он работал в Нацбанке, возглавлял министерство экономики страны, руководил МИД, был председателем Рады – словом, входил в истеблишмент Украины. В 2013 году Яценюк был руководителем фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко.
По итогам майдана Яценюк стал премьер-министром Украины. Он оставался им до весны 2016 года. После утраты кресла политик вступил в партию «Народный фронт», возглавлявшуюся Александром Турчиновым.
Сейчас Яценюк живёт в США, бывая на Украине наездами.
* * *
До майдана Александр Турчинов чем только не занимался – подрабатывал журналистикой, стал пастором местной церкви евангелистов, делал карьеру в Днепропетровской обладминистрации, стал заместителем самой Юлии Тимошенко – именно он возглавил партию «Батькивщина» после ареста «газовой принцессы».
Турчинов стал одним из лидеров Евромайдана, возглавлял общий штаб движения противников президента Януковича и был одним из людей, персонально руководивших событиями на Майдане. После свержения Януковича он успел побыть исполняющим обязанности президента Украины, но недолго: с 23 февраля по 7 июня 2014 года. Именно он и развязал войну в Донбассе – его указ от 14 апреля 2014 года ознаменовал начало боевых действий.
После прихода Порошенко во власть он расстался с Тимошенко и вскоре был назначен секретарём СНБО Украины, где и работал до 2019 года.
С тех пор Турчинов почти пропал из виду: если в 2022 году он не отказывал себе в возможности пофотографироваться в камуфляже, то сейчас его соцсети ведутся редко и явно уже не им самим. Из новостей «пастор» также исчез.
* * *
Андрей Парубий – самый зловещий персонаж майданной тусовки, который руководил группой снайперов в центре Киева, а также Парубий несёт персональную ответственность за убийства более чем 40 человек в Одессе 2 мая 2014 года.
После майдана Парубий успешно делал карьеру в Верховной раде, с 2016 года был её председателем. В 2019 году он поддержал Петра Порошенко и снова избрался в Раду уже в качестве депутата оппозиционной Зеленскому «Европейской солидарности». Сегодня Парубий остаётся обычным депутатом Верховной рады.
* * *
Олег Тягнибок ещё с начала 90-х руководил во Львове местным отделением «Социал-национальной партии» (СНПУ), позже переименованной во «Всеукраинское объединение “Свобода”», вошёл в топ-10 антисемитов мира по версии Центра Симона Визенталя. Звёздным часом Тягнибока стал Майдан: там он выступал с трибуны каждый день. Впрочем, как только Янукович бежал, он остался в стороне политического процесса, не получив никаких должностей. В 2022 году он якобы вступил в состав ВСУ, но чем именно там занимается, никому не известно.
* * *
Ярош (внесён в России в перечень террористов и экстремистов) до майдана был мало кому известным лидером маргинальной организации «Тризуб им. Степана Бандеры» (экстремистская организация, запрещённая на территории России). Майдан дал ему шанс из россыпи небольших ультраправых формирований создать «Правый сектор» (экстремистская организация, запрещённая на территории России), ставшей ключевой структурой, аккумулировавшей украинских радикалов.
В войне за Донбасс «Правый сектор» принял самое активное участие. Сам Ярош был тяжело ранен огнём артиллерии ДНР.
Осенью 2015 года Ярош ушёл из «ПС», заявив, что там его пытаются сделать «свадебным генералом» без реальных полномочий. С тех пор он не играет значимой роли в украинской политике.
* * *
Блогер-поэтесса Анастасия Дмитрук, «вспыхнувшая» на Майдане со стихотворением «Никогда мы не будем братьями...» пошла по стезе общественницы и получателя госпремий. Ей дали должности топ-менеджера соцсети WeUA и главы национального конкурса патриотической поэзии. Получила звание «Киевлянка года-2015», премию Кабмина «за особые достижения в развитии Украины», а также премию «Женщина III тысячелетия». Молодой человек Дмитрук с началом «АТО» сбежал от призыва в ... Россию.
* * *
Виктория Джейн Нуланд, занимавшая пост помощника государственного секретаря США по делам Европы и Евразии, как раз и курировала новую революцию в Киеве, посещая Украину чуть ли не каждую неделю. В начале декабря 2013 года посетила Майдан Незалежности в Киеве и поговорила с участниками протеста, угостив их печеньем, булочками и хлебом. Это событие впоследствии стало мемом «печеньки Нуланд».
Сегодня Нуланд занимает уже должность заместителя госсекретаря США.