ДРСМД

Не прошло и трёх недель, как Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который действовал более 30 лет, прекратил своё существование, а в США испытали новую запрещённую ДРСМД крылатую ракету

Фото: shutterstock

Фото: shutterstock

Есть что-то сверхъестественное в том, с какой невероятной скоростью   американцы разрабатывают свои ракеты. Не прошло и трёх недель, как Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), действовавший более 30 лет, был расторгнут по инициативе США, а американские военные представили публике новую ракету, которую раньше США не имели права разрабатывать. Конечно, невозможно даже представить себе, что законопослушные американцы, не раз подтвердившие делом свою приверженность международному праву и договорам, тайком вели разработку и испытания запрещённой договором ракеты. Нет, тысячу раз нет. Разумеется, здесь не обошлось без Илона Маска и Энтони Старка – нет, не того Старка, что из Винтерфелла, а того, который «Железный человек» и глава корпорации «Старк Интерпрайзис». Третьим они наверняка позвали чрезвычайно умного и изобретательного миллиардера Брюса «Бэтмена» Уэйна.  Сели в лаборатории в Готэм-сити, подумали и – о, чудо! – буквально за две недели на коленке соорудили новую ракету, которую тут же – а чего тянуть-то? – и испытали.

Однако если вы не верите в реальность подобного объяснения, то, увы, видимо, придётся признать, что американцы тайно и в нарушение международных договоров приступили к разработке новой ракеты – где-то примерно ещё в 2012–2013 году, во время президентства Барака Обамы. Кстати, это косвенно признал и нынешний исполняющий обязанности министра сухопутных сил США Райан Маккарти, подтвердивший, что в США уже давно существует своя ракетная программа, многие положения которой противоречат международному праву и договорам об ограничении вооружений. И как только опытно-конструкторские работы по созданию новых ракет пришли к первым успешным результатам, началась массированная подготовка общественного мнения страны – дескать, это русские первые начали нарушать договор. Всё было разыграно как по нотам: американцы демонстративно  вышли из ДРСМД и тут же приступили к испытаниям нового оружия, одновременно предлагая заключить новый договор, но уже на новых американских условиях.

То есть, несмотря на всю нелюбовь президента Трампа к достижениям предшественника-демократа, это «наследие» Обамы получило полное одобрение и развитие в нынешнем Белом доме, что самым прямым образом показывает нам масштабы влияния военно-промышленного комплекса на мировую политику.

Встреча Барака Обамы и Дональда Трампа в ноябре 2016 года. Фото: Pete Souza

Впрочем, не будем себя обманывать: и предыдущий договор РСМД был составлен в интересах ВПК – ради сохранения имиджа «дойной коровы» бюджета страны.

* * *

Непосвящённым людям кажется, что чем ракета мощнее, тем она и лучше: летит дальше, взрывается громче. Долгое время так считали и генералы с политиками, заставлявшие конструкторов придумывать всё более мощные и тяжёлые ракеты. Но уже в начале 50-х годов в голову американских политиков пришла идея, что лучше всего воевать на чужой территории – например, в Европе. Пусть там стоят все ракеты, пусть туда и обрушится ответный (либо первый – тут уж как повезёт) удар советских ракет. И, кстати, ракеты для Европы не должны быть большими – лететь-то им не так далеко, как из Америки. Так и появились ракеты средней и малой дальности – лёгкие, небольшие, с мобильными пусковыми установками, которые было легко перевозить с места на место, а потому и куда более опасные, чем межконтинентальные «дубины», стоявшие в глубоких шахтах.

Правда, когда в конце 70-х годов в строй встали американские «Першинги» и «Першинги-2», выяснилось, что эти ракеты представляют куда более серьёзную опасность для самих американских военнослужащих, чем для потенциального противника.

Неприятности с ракетами «Першинг» начались ещё в 1970 году: на одной из военных баз во время профилактических работ самопроизвольно взорвалась ракета, выстрелив ядерной боеголовкой в небеса. К счастью, ядерный боеприпас не сработал.

Затем подобные инциденты стали происходить и в Германии, для которой «Першинги», собственно, и разрабатывались. Так, в феврале 1981 года произошла авария возле немецкого городка Вальдпрехтсвайер: на скоростной трассе перевернулся тягач с ракетой, после чего детонировали топливные баки ракеты, вызвав пожар в городке. Один человек был убит. Всё население деревни в 24 часа эвакуировано, так как не исключалась возможность ядерного взрыва боезаряда.

В июне 1983 года американский транспортёр «теряет» на автостраде Вюрцбург–Фульда три ракеты. Два человека при этом получают тяжёлые ранения.

В январе 1985 года в городке Хайльбронн во время учений взорвалась первая ступень ракеты «Першинг-2». Погибли трое солдат 84-го артиллерийского полка, 16 солдат получили тяжёлые ранения.

В июне 1986 года ракета «Першинг» из-за ошибки солдат выпала из стартовой установки и развалилась на части. Только по счастливой случайности удалось избежать взрыва и человеческих жертв.

В мае 1987 года в дорожно-транспортном происшествии под Хайльбронном в придорожный кювет упал тягач-ракетоносец. Авария послужила причиной самопроизвольного запуска ракеты, которая приземлилась в канаву в паре километров от ДТП, вызвав массовую панику среди немцев.

И это только самые заметные случае, о которых сообщала немецкая пресса. Мелкие же «инциденты» с ракетами регистрировались практически каждый месяц. Неудивительно, что в середине 80-х встал вопрос о свёртывании самой амбициозной ракетной программы США. Так, в соответствии с директивой командующего силами НАТО, принятой в декабре 1979 года, в Западной Европе должно было разместиться 572 новые ядерные ракеты «Першинг», «Першинг-2» и «Томагавк». Причём 108 ракет «Першинг-2» и 96 «Томагавков» должны были быть размещены в Западной Германии, остальные – примерно в одинаковых пропорциях – в Британии, Италии, Нидерландах и Бельгии.

Однако когда выяснилось, что большая часть этих ракет готова взорваться прямо на базе, президент США Рональд Рейган был вынужден отменить эту программу. Для сохранения «лица» США он заявил о готовности вообще отказаться от размещения в Европе новых ракет в обмен на программу «Звёздных войн» – строительства противоракетной космической сети. Что ж, трюк сработал – и советские генералы с радостью приняли все американские условия: согласно ДРСМД, СССР уничтожил 1 846 ракетных комплексов; США – 846 комплексов.

Но сейчас ситуация кардинально иная.

Во-первых, ВПК США находится на пике формы, как, кстати, и ВПК России. И требуют они  всё больше и больше денег. И хотя президенты обеих стран всё активнее заявляют, что не допустят возобновления гонки вооружений, именно такая гонка и является настоящей целью ВПК. Потому что гонка – это огромные деньги на нужды ВПК, это финансовые вливания во все мыслимые институты, так или иначе связанные с «оборонкой».

Во-вторых, именно на такие ракеты малой и средней дальности на рынке появился огромный спрос, ведь количество региональных конфликтов за три минувших десятилетия выросло на несколько порядков. Например, такие ракеты готовы покупать Индия и Пакистан, Саудовская Аравия и Катар, Бразилия и Венесуэла. Словом, никто не хочет отказываться от своей части прибыли.

В-третьих, на мировой ракетно-ядерной арене появился Китай.

Американская газета The New York Times без стеснения пишет: «Между тем Китай, который не был участником этого договора, развернул тысячи таких ракет. У США пока нет подобных ракет. Чтобы устранить этот пробел, пришло время Министерству обороны США создать и развернуть неядерные ракеты промежуточной дальности наземного базирования...»

https://www.nytimes.com/2019/08/05/opinion/inf-treaty-putin-trump.html

* * *

В чём обвиняют Россию?

Дональд Трамп официально обвинил Россию в производстве ракеты 9М729. Эта крылатая ракета является неким гибридом крылатой ракеты «Калибр-НК» и ракеты Р-500, которая применяется ракетным комплексом «Искандер-М». По оценке американских источников, дальность этой ракеты составила от 2 000 до 5 500 км, хотя предельная дальность полета Р-500 составляет всего 280 км.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова так прокомментировала обвинения американской стороны: «Названное американцами ракетное средство, а именно крытая ракета наземного базирования с индексом 9М729, полностью отвечает требованиям договора, она не разрабатывалась и не испытывалась на запрещённую по договору дальность. Её развертывание осуществляется в строгом соответствии с нашими международными обязательствами».

Читайте также