Новые бедные

Дежурный редактор «Стола» – о неизбежной бедности России

Фото: pixabay

Фото: pixabay

Самая незаметная новость недели: на сайте Федеральной службы государственной статистики были опубликованы данные о количестве бедных в России во втором квартале 2019 года.

По данным ведомства, на данный момент в стране проживает 18,6 миллиона бедных – это на 0,2 % больше, чем во втором квартале 2018 года.

В Росстате связали увеличение количества бедных с повышением величины прожиточного минимума, которая во втором квартале 2019 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,1 %. В это же время рост среднедушевых денежных доходов составил 5,6 %, а инфляция – 5 %.

«Во втором квартале 2019 года доходами ниже прожиточного минимума располагало 18,6 миллиона человек, или 12,7 % населения страны. При расчёте использовалась установленная приказом Минтруда России величина прожиточного минимума во втором квартале 2019 года — 11 185 рублей – и уточненная в марте 2019 года методология оценки денежных доходов населения», – говорится в сообщении ведомства.

Ещё одна цифра: глава Минэкономразвития признал, что в России накопилось порядка 14 миллионов кредитов, платежи по которым не поступали более трёх месяцев.

Рост числа закредитованных эксперты объясняют «сложной ситуацией» с реальными доходами россиян. Это значит, что микрокредиты россияне берут не на оплату свадеб или путешествий за границу, но просто на жизнь.

Самое печальное в этой ситуации – это полное бездействие правительства по улучшению экономической ситуации. Так, согласно официальной статистике, экономический рост в последние пять лет составляет не более 1,5 % в год, тогда как как для уменьшения числа бедных в стране необходим рост экономики на 6–7 % в год.

Казалось бы, во всём мире давно уже придуманы рецепты для стимулирования роста  экономики. Прежде всего государству нужно сесть на «диету» необоснованных расходов и перестать пожирать деньги просто так. Во-вторых, необходимо снижение налогов. И витамины – протекционистская политика по отношению к реальному сектору экономики.

Но – нет, наше правительство делает всё с точностью до наоборот, изобретая всё новые и новые способы залезть в карман российскому гражданину. Например, Минэкономики и Минприроды выступили с инициативой ввести 100-процентный экосбор для утилизации товаров и упаковки. Новость уже вызвала шок у бизнеса:  Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН), Ассоциации торговых компаний и производителей электронной и компьютерной техники, представители «Русбренда», «Руспродсоюза», «Союзмолока» и другие уже подписали петицию вице-премьеру Алексею Гордееву с просьбой не повышать до 100 % норму утилизации товаров. Бизнесмены считают, что новшество отразится на кошельках граждан, которые и без того почти пусты.

При этом недостатка денег в казне нет. Бюджет у нас сейчас профицитный, денег – как рапортует Минфин – достаточно. Но в то же время правительство не тратит ни рубля на снижение кредитных ставок, и поэтому потребители платят сегодня 19 % годовых по автокредиту и 12 % по ипотеке – совершенно немыслимые и запредельные деньги для всего цивилизованного мира, где дешёвые кредиты – это кровь экономики. Вместо этого Центральный Банк годами пугает нас, что в случае снижения кредитной ставки в банки прибегут спекулянты скупать валюту. Ну и что с того, что скупят?! Ну как же, жмут плечами чиновники, спекулянты – это же слово такое нехорошее, гадкое такое слово... Наверное, слова «бедность», «кредитная петля» и «долговая яма» нравятся им больше.

Вместо кредитов у нашей экономики совсем иная «кровь»: бюджет. Вот, например, «Почта России» на днях попросила у государства более 85 млрд рублей. Думаете, это на повышение оплаты труда почтальонов? Или на открытие новых отделений  связи в труднодоступных районах?

Ага, сейчас! Генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов просит эти деньги на то, чтобы преобразовать свои отделения в «Центры притяжения» – некие гибриды алкомаркетов, аптеки и банка. То есть на реорганизацию бизнеса – на то, на что все бизнесмены и ритейлеры берут кредиты в банке под драконовские проценты. Понятное дело, что Подгузов не хочет идти в банк, потому что ни один банкир, если он в своём уме, не доверит «Почте России» денег, чтобы потом слушать нелепые оправдания, почему в итоге ничего не получилось, а деньги пропали. Поэтому создавать гигантскую госкорпорацию – конкурента среднему и малому бизнесу – в российских городах и весях будут на деньги налогоплательщиков, которые в итоге заплатят за всё: и за эксперименты «Почты России», и за повышение розничных цен, и за повышение налогов.

Впрочем, логики нет и на самом верху российской властной вертикали.

Так, президент страны пускает под откос свой рейтинг ради пенсионной реформы и увеличения возраста выхода на пенсию – дескать, количество работников в стране стремительно уменьшается, а премьер-министр в это же время с совершенно беззаботным видом рассуждает о введении в стране 4-дневной рабочей недели. А что? Можем себе позволить, мы же богатые.

Серьёзно?! А как же все эти слова о нехватке рабочих рук?

Увы, все эти вопросы останутся без ответа. Вместо того чтобы говорить о серьёзных проблемах и обсуждать пути выхода из экономического кризиса, на пороге которого стоит Россия, в медиапространстве только нагнетается внешнеполитическая повестка дня. К сожалению, и сами соседние страны дают к этому массу поводов.

* * *

1 сентября 1939 года в 4 часа 45 минут прибывший в Данциг с «дружеским визитом» немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» открыл огонь по польским укреплениям на Вестерплатте. Считается, что именно с этих выстрелов 80 лет назад и началась Вторая мировая война. По случаю 80-й годовщины начала самого кровавого противостояния в истории человечества в Варшаве прошли юбилейные торжества под девизом «Память и предупреждение». Особый смысл польской «памяти» придало то обстоятельство, что в праздничных торжествах не приняли участия основные державы-победительницы. Так, президента России сами поляки отказались звать в Варшаву: дескать, Россия – правопреемница СССР, граждане которой проливали кровь за освобождение Польши – сегодня не соответствует высоким демократическим стандартам, необходимым для участия в подобного рода исторических мероприятиях. Не прибыл в Польшу и президент США. Как заявил сам Дональд Трамп, для него важнее присутствовать в США во время урагана «Дориан».

https://www.nytimes.com/2019/09/01/us/hurricane-dorian-updates.html?action=click&module=Top%20Stories&pgtype=Homepage

Кстати, ураган – и правда – апокалиптический: метеорологи присвоили ему пятую категорию из пяти возможных.

Также проигнорировали приглашения Варшавы президенты Белоруссии и Армении – очевидно, в знак солидарности с народом России. (А президент Путин в знак солидарности с Трампом тоже отправился заниматься наведением порядка после стихийного бедствия в Иркутской области.)

Таким образом, Варшава отметила начало Второй мировой войны с теми державами, которые её, собственно, и начали: с Германией и бывшими членами «Оси», а также с Англий и Францией, которые 80 лет назад фактически предали поляков, нарушив союзные договоры.

«В настолько глупое положение официальная Варшава давно себя не загоняла», – так прокомментировала происходящее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

* * *

Главной же новостью на постсоветском пространстве стал постоянно откладывающийся обмен военнопленными между Россий и Украиной. Некоторые Telegram-каналы писали о том, что украинских моряков, арестованных за попытку незаконного пересечения Керченского пролива, в компании украинского режиссёра Олега Сенцова, осуждённого за терроризм, уже доставили в Москву для выдачи Киеву. Однако процесс обмена постоянно откладывается: одни источники утверждают, что президент Зеленский ещё не подписал всех необходимых бумаг, другие утверждают, что Украина в нарушение всех ранее достигнутых договорённостей не хочет освобождать похищенного в Донецке украинскими спецслужбами пенсионера Владимира Цемаха, бывшего начальника ПВО ДНР, которого в СБУ объявили «ключевым свидетелем» по делу малазийского «Боинга»,  сбитого над территорией Украины.

 * * *

И ещё одна незамеченная новость из жизни страны. Глава бурятского села Нестерово Лариса Зайцева обратилась к настоятельнице местного Сретенского монастыря с просьбой провести крестный ход вокруг села. По словам главы сельского поселения, молитва – это единственное средство, которое осталось в распоряжении муниципальных властей сельского поселения для помощи онкологическим больным села. В епархии пошли навстречу просьбе, и протоиерей Василий Селецкий провёл в селе водосвятный молебен и крестный ход.

Я вот думаю: а не попросить ли нам протоиерея Василия провести крестный ход вокруг всей России?

Читайте также