Дело Устинова можно назвать самым «показательным», потому что на видео с разных точек показано, как четыре гвардейца подходят к молодому человеку, начинают его избивать, а затем тащат в автозак. Всем всё видно, но при этом пострадавшим объявлен не получивший дубьём актёр, а напавший на него боец ОМОН Александр Лягин.
Ещё больше, чем Павла Устинова, жалко бойца Александра Лягина, потому что на обозрение миллионов он выставлен не как боец или там гвардеец, ну то есть совсем не по-мужски, и он не может даже за себя заступиться. Жаль судью Алексея Криворучко и прокурора Светлану Кожекину, чьи имена выставлены всем напоказ. Совсем не думать об этих людях трудно, а думать хорошо не получается.
Сердце согревает лишь нарастающая волна голосов в защиту Павла Устинова. Константин Райкин, Андрей Макаревич, Максим Галкин, Юрий Дудь… Актеры записывают видеообращения обращения и устраивают флешмоб в соцсетях, четыре театра свои спектакли закончили выступлениями в поддержку коллеги, депутат пишет обращение к генпрокурору, главный редактор телеканала Russia Today назвала в Telegram дело против Устинова несправедливым и сказала: «Разбираются, потерпите». Юристы адресуют председателю Конституционного суда открытое письмо, вызванное вынесением приговоров по неправосудным делам Егора Жукова, Константина Котова и Павла Устинова.
Самое, пожалуй, необычное в деле Устинова, что оно вызвало реакцию священников Русской православной церкви, опубликовавших «Открытое письмо священников в защиту заключённых по «московскому делу». Под письмом более пятидесяти подписей клириков РПЦ из разных городов и стран, и в соцсетях продолжается сбор подписей. Православные миряне и так высказываются, но кто их ассоциирует с РПЦ? Епископы, митрополиты и патриарх – молчат, взоры иерархии устремлены в Париж, где ещё идут споры, к какому патриархату присоединяться, – Русскому или Константинопольскому.
Это письмо радует и своей «несистемностью», оно уж точно не спущено сверху и вряд ли инспирировано политически «сбоку», и радует тем, что несколько десятков батюшек быстро (для православия это очень быстро) и согласно (полсотни священников вместе под таким текстом!) откликнулись на народную боль, вызванную жестокостью и неправдой, идущими от гражданской власти, и возвращением к евангельским и национальным истокам – уже первыми своими словами, которые обращены к древней русской традиции «печалования»: «Исполняя пастырский долг печалования о заключённых, мы, священники Русской православной церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присуждённых ряду фигурантов “московского дела”».
Официальный представитель Московской патриархии уже назвал письмо «политической декларацией» и «правозащитной деятельностью», «лёгким, но бесполезным путём» и посоветовал собирать средства на знающих адвокатов. По-моему, опрометчиво, в очередной раз выказывая нерасторопность и напрасную пугливость патриархии давать правдивую оценку происходящему в конфликтных ситуациях между обществом и властью.
Редакция «Стола», конечно, очень надеется на справедливые пересмотры всех бесчестных судебных дел, упомянутых в этом обзоре. Это нужно и обществу, и недугующей российской власти, для которой этот кризис может оказаться смертельным.
Как одна из иллюстраций к последнему тезису новость на тему «Нет слов»: в Госдуму пригласили вышедших недавно из тюрьмы Мамаева и Кокорина, чтобы обсудить финансы в отечественном футболе...