После вчерашних похорон Марка Захарова его «Убить дракона» оставлено россиянам как завещание стать свободными. Начавшаяся неделя дала много поводов задуматься – особенно о свободе слова. Главное событие связано с именем псковской журналистки Светланы Прокопьевой. В конце 2018 года в эфире «Эха Москвы», анализируя самоподрыв семнадцатилетнего подростка на входе в управление ФСБ, случившийся в Архангельске 4 ноября, журналистка отметила, что государство несёт долю ответственности за произошедший теракт. За это выступление «Эху Москвы» выписали штраф в 150 тысяч рублей, а изданию «Псковская лента новостей», опубликовавшему расшифровку эфира, – 200 тысяч рублей. У самой Светланы Прокопьевой произвели обыски, заблокировали счета и внесли её саму в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга. 20 сентября ей предъявили обвинение в публичном оправдании терроризма по статье 205.2 УК, предусматривающей штраф до 1 млн рублей или лишение свободы сроком до 7 лет.
Поддерживая коллегу, российские СМИ опубликовали открытое письмо Светланы Прокопьевой (). В акции приняли участие «Медиазона», «Дождь», «Republic», «Новая газета», «Сноб», «МБХ-медиа», «Сибирь.Реалии», «Такие дела», «Эхо Москвы», «Радио Свобода», «7×7», «Псковская губерния» и другие. Петицию «Журналист не террорист» на Сhange.org () подписали уже около 90 тысяч россиян.
Ещё о свободе слова.
30 сентября Роскомнадзор без объяснения причин заблокировал Российское информационное агентство «Фергана», которое пишет о Средней Азии и жизни трудовых мигрантов. Ранее издание блокировали в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Туркмении и Таджикистане.
1 октября сотрудник «РИА Новости» Святослав Павлов обратился в Следственный комитет с просьбой возбудить уголовное дело после избиения и издевательств над ним на курсах для корреспондентов, работающих в зоне военных конфликтов. Эти курсы обязательны для журналистов, желающих получить аккредитацию у российских силовиков.
1 октября главный редактор телеканала «Астрахань 24» Александр Васильев получил уведомление о сокращении. Журналист связал это со своей критикой в соцсетях Каспийского медиафорума и заявил, что обратится в суд.
2 октября гендиректора канала «Дождь» Наталью Синдееву вызывают на допрос в Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета. В качестве свидетеля её допросит ведущий расследование «московского дела» старший следователь по особо важным делам Рустам Габдулин.
В ежегодном индексе уровня свободы слова Международной правозащитной организацией «Репортёры без границ» Россия в этом году заняла 149-е место из 180, а в 2018 году – 148-е место. В другом списке свободы СМИ – Freedom of the Press – РФ занимает 174-ю позицию из 196, между Белоруссией и Свазилендом.
Ещё один знак того, что время может течь вспять, – направленный правительству доклад о перспективах введения в РФ четырёхдневной рабочей недели. Причуда ситуации даже не в том, что производительность труда у нас неуклонно растёт, одновременно оставаясь самой низкой в мире, а в том, что это продолжение довольно бестолковых советских экспериментов по сокращению рабочего времени. И одновременно (!) это исполнение решения об отмене с 2020 года действия всех советских нормативных актов, начиная с первых ленинских декретов. Казалось бы, принципиальное решение для нашей страны, до сих пор заминированной советскими законами. Работодатели эти игры в черырёхдневку, понятное дело, не поддерживают. Зато она пришлась по нраву уставшим церковнослужителям: архангельский митрополит Корнилий ещё две недели назад, поддерживая инициативу премьера по сокращению рабочего времени, ввёл шестичасовой рабочий день в епархии – с 10 до 16 часов.
В нормальном направлении время, как видно, идёт гораздо труднее и реже, чем кажется. Но всё же кое-где идёт. В администрацию старого русского города Венёв Тульской области поступило коллективное обращение жителей с предложением перенести памятник Ленину с территории Красной площади Венёва в краеведческий музей. По мнению заявителей, Владимир Ильич видится чужеродным элементом рядом с аутентичными объектами города – Богоявленской, Покровской и Казанской церквями и колокольней Никольской церкви. Опрос продолжается. Пока за поворот времени вспять 51, а за перенос – 49 % проголосовавших, но соотношение постепенно меняется в пользу восстановления облика русского города, то есть не всё потеряно.