В связи с этим хочется рассказать об ошибках мышления, которые мешают нам принимать правильные решения, на примерах из моей сферы знаний и опыта.
Одной из самых распространённых ошибок мышления, влияющей на принятие решения у пациентов, является повышенная тревожность, или катастрофизация мышления, которая приводит к преувеличению возможных опасностей. С этим связана такая головная боль врачей, как антипрививочные настроения. Безопасность и польза вакцинации доказана множеством исследований. Опасность вакцинации намного меньше опасности от приёма антибиотика. Но это не мешает людям отказываться от прививок. Точно так же люди боятся множества мифов, связанных с использованием статинов как препаратов, снижающих риски сердечно-сосудистых катастроф. Или, к примеру, люди не решаются начинать постоянный приём препаратов от давления, сахароснижающих. Почему?
Часто человек не вникает в тему, не пытается разбираться, не знает реальных рисков и их частоту встречаемости в популяции. При этом, если он услышал от знакомых о возможных осложнениях, то тут страх, тревога и эмоции могут взять верх. И это толкает людей на принятие необдуманных решений.
В связи с этим в психологии известен интересный эксперимент. Перед аудиторией выступали два лектора. Один бесстрастно приводил большое количество статистической информации о том, насколько безопасны электрические плиты: по физическим характеристикам, частоте несчастных случаев и так далее. Следом за ним выступил другой лектор, который в красках рассказал, как однажды у него в квартире взорвалась электрическая плита. И какой это был кошмар, и как у него полквартиры разворотило… В конце слушателям раздали анкету, где в числе прочих вопросов спросили, какие плиты, на их взгляд, более безопасных. Почти 85% слушателей написали, что газовые… Такой эксперимент повторяли несколько раз, и чем более образованные были слушатели, тем более взвешенно они подходили к оценке, тем больше доверяли статистике, а не эмоциям.
В медицине этот эффект очень хорошо известен, потому что чаще всего пациенты игнорируют статистику и делают выводы на основе частных случаев.
Другое когнитивное искажение связано с интересной особенностью нашего мозга: он всегда выискивает подтверждения своим убеждениям. Всё, что может говорить в их пользу, запоминается, а всё, не укладывающееся в них, отвергается или подвергается сомнению. Все мы помним о таком явлении, как самосбывающиеся пророчества. Это один из подвидов этого типа ошибки. Мозг будет стараться уловить, вычленить именно те события, которые есть в этом пророчестве. Так, в медицине мы будем соглашаться с тем назначением врача, о котором уже слышали, и встречать в штыки что-то новое. Если же пациент боится какого-то лечения, то он будет очень внимателен ко всем нюансам самочувствия и обязательно найдёт у себя несколько симптомов ухудшающегося состояния. Это получило название эффекта ноцебо: в отличие от эффекта плацебо, при ноцебо лекарство будет вызывать отрицательные последствия благодаря тому, что человек их подсознательно ожидает. Эта проблема особенно усугубилась в последнее время с появлением интернета, когда пациенты приходят ко врачу, уже поставив себе диагноз.
Ещё один парадокс нашего мышления называется «ошибка выжившего». Суть в том, что мы опираемся на положительный опыт людей, прошедших через какое-то испытание. И в целом это нормально и правильно, но есть один нюанс: до нас может не доходить отрицательный опыт. Так, мы можем не знать, что кому-то стало плохо или не помогло данное лечение. Не знаем мы и сколько таких людей. Мы принимаем решение не из объективной реальности, а из ограниченного числа данных, да ещё и представленных односторонне. Также практикующий специалист может быть искренне уверен, что его метод помогает, так как те, кому он не помог, больше к нему не придут.
Мировоззрение людей не может измениться мгновенно. Но постепенно оно меняться должно. Иначе беда застает нас врасплох. Не случайно, как мы уже упомянули, ошибки мышления чаще совершают люди менее образованные, менее включённые, привыкшие к поверхностному восприятию. Конечно, это касается не только вопросов медицины. Важно затрагивать ценностные моменты. Жить без ориентиров оказывается очень сложно и непрактично. Когда нравственные нормы перестают быть общими и у каждого своя правда, то манипулировать людьми становится проще.