В школе идёт урок труда у девочек. Учительница начинает:
– Сегодня у нас непростая тема: «Выворачивание канта наизнанку».
Тут одна из учениц тянет руку.
– Ну что такое, Сидорова? Опять у тебя какой-то вопрос?
– Да, Мариванна. Это что же такое получается: нравственный закон – над головой, а звёздное небо – внутри нас?
Смешное у Канта
Иммануил Кант, выдающийся немецкий философ XVIII века, известен не только тем, что, как и всякий приличный человек, достигший хоть какой-то степени известности, стал героем анекдотов, но и своими работами по этике, эпистемологии и метафизике.
Однако мало кто знает, что отношения Канта и юмора были взаимными: в своих трудах философ неоднократно затрагивал тему смешного, анализировал роль юмора в жизни человека и его влияние на общество.
Кант был уверен, что юмор является неотъемлемой частью человеческой природы и имеет свою функцию в обществе. Так, юмор способен разрядить напряжение и снять серьёзность ситуации, что делает его просто необходимым условием для здорового взаимодействия людей. Кроме того, Кант видел юмор как способ выражения свободы и независимости мысли.
Кант выделял две формы юмора: шутка и сатира. Шутка – вещь безобидная, и не должно ей нарушать нравственные нормы, в то время как сатира может иметь более критическое отношение к обществу и политике.
Кант подчёркивал, что настоящий качественный юмор должен быть основан на интеллектуальных способностях человека, поэтому никаких бородатых анекдотов философ не терпел. Напротив, он считал, что юмор является проявлением разума и способностью видеть необычные связи и ассоциации между вещами. Он требует от человека определённого уровня интеллектуального развития, чтобы понимать смысл иронии.
Но Кант не был бы Кантом, если бы не придавал особое значение моральным аспектам юмора: ещё за двести с лишним лет до появления так называемой новой этики (или новой моральной чувствительности), когда чуть что – каждый второй готов оскорбиться на что угодно, Кант также предостерегал от злоупотребления юмором, поскольку тот может стать средством унижения и оскорбления других людей, если использовать его неправильно. Кант подчёркивал необходимость соблюдения нравственных принципов при использовании юмора.
В своей работе «Критика способности суждения» он писал о том, что юмор должен быть ограничен моральными рамками. Философ считал, что смешное должно держаться в рамках добродетели и не причинять вреда другим людям.
Сам Кант на лекциях часто демонстрировал так называемый «сухой юмор» (привет Гёте и Фаусту!). Его редко можно было увидеть улыбающимся. Даже когда аудиторию сотрясал смех от шуток профессора, он лишь робко улыбался. Ученик и биограф Канта Людвиг Боровски отмечал, что Кант вёл свои занятия «свободно и остроумно», много и удачно шутил, но «не позволял себе шуток с сексуальным подтекстом, которыми пользовались другие преподаватели».
Такие требования к смешному – интеллектуальность и моральность – не позволяли поставить анекдоты на поток, но тем ценнее была каждая рождённая шутка.
Смешное о Канте
– Недолюбливаю Канта с его категорическим императивом. Мне ближе три стадии человеческого существования Кьеркегора.
– А как ты относишься к диалектике Гегеля, его философии духа?
– Чёрт, обычно после моей первой фразы люди вокруг почтительно молчат.
***
Повадился как-то докритический Кант пробираться на дачу к Лейбницу и бить в его доме оконные стекла. Лейбниц выследил докритического Канта, поймал его и начал всячески стыдить:
– Не хорошо ты, докритический Кант, поступаешь!
На это ему докритический Кант ответил:
– Назвался монадой – заколачивай окна!
***
Коллеги знаменитого немецкого философа Канта как-то подарили ему книгу анекдотов. Тот старательно пролистал сборник от начала до конца, ни разу не улыбнувшись. Удивлённые друзья спросили, не мог бы он определить сущность анекдота с точки зрения философской науки.
– Всё очень просто, – ответил ученый. – Насколько мне удалось понять, анекдоты – это не что иное, как наиболее позитивная, а возможно, даже оптимальная форма реакции обыденного сознания человека на абсурдность его повседневного бытия.
***
Однажды Канта задержали в аэропорту за попытку пронести вещь в себе.
***
Биография Канта от Мартина Хайдеггера: «Кант родился, работал и умер».
***
Сальвадор Дали о Канте: «Я восхищаюсь Кантом. Из него я не понял ровным счётом ничего. Человек, написавший такие важные и бесполезные книги, был не иначе как ангелом».
***
Immanuel Kant but at least Immanuel tried.
***
I want to stop philosophizing but I Kant
***
На лекции по философии студент потерял мысль и останавливает лектора:
– А скажите проще...
– Хорошо, скажу. Кант... Ой, нет. Проще – сложно!
***
– Почему у Иоганна Себастьяна Баха было так много детей, а у Иммануила Канта – ни одного?
– В то время как Бах упражнялся в искусстве фуги, Кант занимался только вещью в себе.
Смешное для Канта
Как сказано выше, темы юмора Кант касался в «Критике способности суждения». В этом тексте он приводит в качестве примера три анекдота.
Индеец открывает бутылку с элем на столе у англичанина и видит, как напиток превращается в пену. Он выражает своё удивление множеством восклицаний. На вопрос англичанина, что же здесь такого удивительного, индеец отвечает:
– Я удивляюсь не тому, как эль вышел из бутылки, а тому, как вы смогли его туда запихать.
***
У человека умер богатый родственник, и он внезапно разбогател. Чтобы почтить память родственника, мужчина хочет устроить торжественную похоронную службу. Но он продолжает жаловаться, что у него не получается всё сделать правильно.
– В чём проблема? – спрашивает кто-то.
– Я нанял плакальщиков, но чем больше денег я даю им, чтобы они выглядели опечаленными, тем счастливее они выглядят.
***
Жил-был молодой купец, который плыл на своём корабле из Индии в Европу. На борту у него было всё его состояние. Из-за ужасного шторма он был вынужден выбросить все свои товары за борт. Он был так расстроен, что в ту же ночь его парик поседел.
Вот три шутки, про которые мы можем сказать, что их знал, любил и рассказывал Иммануил Кант, иначе он не включил бы их в свой текст. Исследователь комичного Райнер Штольманн считает, что для Канта первая шутка направлена против эмпиризма, вторая – против рационализма, а в третьей шутке он высмеивает свою трансцендентальную философию.
Что бы всё это ни значило…