Весну долго ждут, весне неподдельно радуются. Весна – это всегда солнце, тепло, любовь, цветение и вечная женственность. Не случайно она открывается Международным женским днём. Праздник, отмечаемый 8 марта, давно утратил привязку к своим истокам: ко времени революционных бурь и яростной борьбы за женские права, к идеям Клары Цеткин и Розы Люксембург. Но почему? Возможно, потому, что от феминизма общество уже порядком устало. Да и сам феминизм трансформировался во что-то совсем непонятное.
Вот интересные цифры. Во Франции категорически против феминизма выступают 37% мужчин. Частично идеи равноправия полов не разделяют и многие женщины. Например, 63% француженок уверены, что именно мужчины должны обеспечивать семью. И с этим, к слову, согласны 70% их соотечественников. А в Германии социологи однажды столкнулись с куда более интересным феноменом: выяснилось, что почти 40% немцев пугает сам термин «феминизм», хотя ответы на другие вопросы показывали, что в то же самое время большинство респондентов (около 80%) не имеют ничего против равноправия мужчин и женщин.
В России ситуация складывается ещё более интересно. По данным MediaCom, негативно к феминизму относятся 42% женщин! Ещё 37% представительниц прекрасного пола философия феминизма попросту не волнует. Уточнили социологи и отношение россиянок к отдельным проявлениям движения. Выяснилось, что 50% женщин ужасно не нравятся феминитивы, 43% не понимают идеалов бодипозитива и 54% против того, чтобы дамы платили за себя на свидании. Кстати, о свиданиях: в декабре прошлого года своё исследование провёл дейтинговый сервис «Мамба». И вот тут уже почти 80% пользователей выступили против раздельного счёта на романтической встрече: 70% женщин и 87% мужчин.
При этом большинство женщин и в Европе, и у нас, конечно, пользуются такими завоеваниями борьбы за женскую свободу, как право получать образование, самостоятельно себя обеспечивать, голосовать. Также большинство женщин, в общем, поддерживают социальную политику, направленную на поддержку материнства. Может быть, не все женщины и не всеми этими благами пользуются с удовольствием: иные дамы и рады бы, например, оставаться домохозяйками, но условия как-то не складываются, да и право политического выбора оказывается не таким уж ценным, когда этого самого выбора фактически нет. Но тем не менее массовых протестов с лозунгами «Kinder, Küche, Kirche» мы как-то не наблюдаем.
Почему же многих сегодня так раздражает феминизм? А потому, что как-то так получается, что его идеология больше не включает в себя вопросы о реальном равноправии полов и защиты женщин от дискриминации: феминизм ударился в чёрт знает что.
И это даже объяснимо: любое движение либо приводит к определённым результатам и отходит на периферию истории, либо, стремясь во что бы то ни стало себя сохранить, вынужденно накаляет градус борьбы, мутирует в радикализм. Так случилось и с феминизмом. Радикальные феминистки сегодня никак не хотят признавать, что в западной цивилизации женщины вполне обладают не меньшими правами, чем мужчины, и пускаются кто во что горазд.
Одни идеи равноправия стали подменять идеей равенства, причём самого дурного толка – биологического, под которым чаще всего понимается банальная одинаковость. Отрицая саму физиологию, они настаивают на возможности пахать женщинам на тяжёлых и опасных работах и хотят обязать всех поголовно мужчин нянчиться с грудными младенцами (даже если этого не очень-то хотят матери этих самых младенцев). Есть и такие, кто требуют от учёных, чтобы они придумали наконец способ размножения мужчин без женщин.
Другие отказались от идеи справедливости вовсе. Они так и говорят, что феминизм – это не про равноправие, а про возможность выбора женщиной любого из вариантов, какой ей нравится. Это, дескать, и есть истинная свобода. Хочет, допустим, женщина на ручки, чтобы мужчина и обеспечивал, и защищал, а сама чтобы оставалась никому ничего не должна – ну и не проблема, это её – женщины – право. И как бы – да, все могут желать чего угодно, если это не противоречит хотя бы Уголовному кодексу, не будем уж говорить про какой-нибудь общественный договор, но просто странно при этом оскорбляться, что никто не горит желанием реализовывать чьи-то диковинные фантазии. А ведь многие оскорбляются. Причём громко. И в мужчин летят обвинения в сексизме, абьюзе, нарушении границ только потому, что они не хотят красиво ухаживать за дамами, исповедующими бодипозитив в его самой тяжёлой форме, и заботиться о женщинах, не способных приготовить даже самый простой ужин.
А есть ещё третьи. Суть их идеологии не ясна вовсе. Но они постоянно выдают какие-то лозунги и фразы. «Самцы – это ошибка природы», «Все мужчины – насильники», «Права женщин – это обязанности мужчин» и прочая, прочая, прочая.
Конечно, здоровые люди – хоть женщины, хоть мужчины – не хотят близко соприкасаться с этим горячечным бредом. Здоровые люди не хотят ни с кем-то воевать, ни за что-то бороться, ни кого-то побеждать. И, нет, уже не спасают ситуацию уверения, что радикальный феминизм – это досадное исключение, а так-то движение за справедливость. Увы, не исключение, а закономерное следствие. Повторюсь, если какая-то философия, вполне реализовавшись, не способна в дальнейшем ограничить себя скромной ролью поддерживающей терапии, то она маргинализируется и ударяется в радикализм.
Но даже это ещё только полбеды. Внушительный выпад любой доктрины за границы здравого смысла вызывает не менее бурную реакцию. Любое действие вызывает противодействие (это физика!). Проще говоря, чем радикальнее феминизм – тем больше сексизма, мизогинии и просто глупости на другом полюсе. Наверное, никогда ещё мы не наблюдали такого разгула всевозможных мужских движений, продвигающих в сознание людей какую-то совсем отборную мракобесную дичь. Одни из глубин больного сознания извлекли идею какого-то извращённого патриархата, при котором женщина и красивая, и покорная, и зарабатывает, и ничего не требует. Другие, обличая какой-то загадочный «вагинокапитализм», требуют любви по талонам. А ещё есть женские атифеминистские сообщества: там какие-то ведические женщины с мягкой хваткой дышат маткой. Жуть, в общем.
А ведь не хочется этого всего. Хочется, чтобы мир состоял не из существ, запутавшихся в социально-гендерных ролях, а как в старые добрые времена – из мужчин и женщин, дорожащих своей зависимостью друг от друга. Хочется просто покоя, любви и радости. И цветов, и солнца, и весны.