Зоопсихолог – это специалист, который изучает поведение и эмоции животных, а также то, как они воспринимают мир и человека. Иными словами, зоопсихолог понимает, что происходит в голове у животного, и может «перевести» со звериного языка на человеческий. При этом зоопсихолог работает не только и, возможно, не столько с животным, сколько с человеком, учит понимать животных и взаимодействовать с ним на понятном им уровне.
– Моя задача – выслушать человека, найти корень проблемы и объяснить ему, почему его питомец делает те или иные вещи. А с животным я, можно сказать, не работаю. Например, моя консультация длится три часа, и за эти три часа поводок в руках я могу держать 10−15 минут. 90% времени я работаю с человеком. Объясняю, что не так, где он делает ошибку, на которую так реагирует его животное. Бывает, мы с хозяином поговорили, нашли причину проблемы – и часто она кроется именно в действиях человека. Человек начинает осознавать, и у него выступают слёзы на глазах: мол, это же так элементарно, как я мог допустить такую ошибку? И вот когда у человека есть знание и понимание, почему его животное так себя ведёт, он сам может корректировать своё поведение и добиваться от животного желаемого поведения, – объясняет зоопсихолог-консультант Олег Петров.
Олег работает зоопсихологом больше 10 лет и за это время «излечил» около 3000 четвероногих «пациентов», а вернее, их хозяев, ведь, чтобы добиться чего-то от животного, изменить своё поведение должен в первую очередь человек.
– Буквально на днях у меня была консультация по такой ситуации. В семье, где есть собака, родился ребёнок. Хозяева, вероятно, насмотревшись в интернете милых фото малышей с псами, решили познакомить младенца со своим питомцем. Поднесли грудничка к морде собаки, и та чуть не откусила ему голову – в прямом смысле слова. Мы стали разбираться, и в беседе выяснилось, что хозяева залюбили свою собаку, позволяли ей ложиться в свою постель, кормили со стола. Собака привыкла, что всё крутится вокруг неё. А потом в доме появился малыш, и всё закономерно стало крутиться вокруг него, – приводит пример Олег.
Дело в том, что животные познают мир прежде всего с помощью обоняния. У маленьких детей есть специфический запах. По логике собаки, когда в доме появился этот запах, её жизнь резко изменилась: прогулки и игры стали реже, да и в целом на неё стали обращать меньше внимания. А потом вынесли собаке источник запаха. Животное восприняло младенца как конкурента в борьбе за ценный ресурс – своего хозяина. И проявила агрессию, чтобы отстоять свою территорию.
Кроме того, собака – это стайное животное, а в стаях обычно действует иерархия и есть лидер. Попытки занять место лидера другими членами стаи жёстко пресекаются, иначе лидер теряет авторитет. В семье, о которой идёт речь, собака спала на постели хозяев, ела с их стола и, разумеется, совершенно не видела в них никаких лидеров. Ведь это она занимала их место, а не они – условно – её лежанку.
– Если собака не уважает вас, она не будет уважать и ваше потомство. В итоге так и получилось. То есть люди фактически сами создали условия, при которых их животное село им на голову. И с кем в таком случае нужно работать зоопсихологу – с животным или всё-таки с человеком? – объясняет Олег.
Не кинолог и не ветеринар
Принято думать, что зоопсихологи разбираются в поведении всех животных, но это едва ли возможно. Современные профессионалы, как правило, специализируются на домашних животных и занимаются одним или несколькими видами – чаще всего собаками и кошками, поскольку именно эти животные, как правило, живут бок о бок с человеком и к ним чаще других предъявляются требования общежития. Но и тут, скорее всего, это будут разные специалисты.
– То, что работает с собакой, не будет работать с кошкой. Зоопсихологи знают азы поведения разных животных, но углублённо изучить нюансы поведения всех зверей в мире просто нереально. Я считаю, специалисты узкого профиля в этой профессии принесут больше пользы, – уверен Олег.
Часто путают профессии ветеринара, кинолога и зоопсихолога. Действительно, они имеют немало общего, и области применения знаний нередко пересекаются.
– Я считаю, что все, кто работают с животными, должны иметь какие-то познания в зоопсихологии. Те же грумеры, которые стригут собак. Казалось бы, им-то зачем? Но ко всем животным нужен особый подход. Иногда к грумеру приводят таких зверюг, работать с которыми без понимания их психологии попросту опасно. Так что даже грумеру изучение зоопсихологии не помешает, – отмечает Олег.
Зоопсихологов путают и с кинологами – специалистами, которые воспитывают, дрессируют, тренируют собак, готовят их к службе в правоохранительных органах или к участию в мероприятиях.
– Например, кинолог, занимается не только дрессировкой собак, но и разведением, подготовкой к выставкам или соревнованиям. При этом он должен быть и зоопсихологом. Кстати, в рамках курса кинологии студентам зоопсихологию тоже преподают. Но зоопсихология – это более узкая специализация. Зоопсихолог разбирается в повадках, обнаруживает проблемы, устанавливает их причины и устраняет их далеко не всегда с помощью дрессировки. Часто это коррекция внешней среды и коррекция поведения самого хозяина, – объясняет кинолог и зоопсихолог Евгения Данилян.
Но больше всего пересекаются профессии зоопсихолога и ветеринара, хотя и тут есть нюансы. Эксперты считают, что в идеале эти специалисты должны работать вместе.
– Ветеринарный врач – это такой «зоотерапевт», который диагностирует заболевания. Он может определить, что у животного всё в порядке с точки зрения физического здоровья. И проблема психологического характера: такой-то триггер включается в такой-то ситуации. В этом случае ветеринар как раз может направить к зоопсихологу. И среди моих клиентов довольно много тех, кто приходит от ветеринара. И наоборот: перед своими консультациями я всегда рекомендую пройти ветеринара, потому что проводить коррекцию поведения с больным животным бессмысленно и жестоко. Например, животное простыло и начало мочиться дома. Какая тут может быть поведенческая коррекция? Если поведение становится странным – может быть, не хватает каких-то микроэлементов или витаминов в организме. Поэтому сначала я прошу сдать анализы. К зоопсихологу стоит идти, когда полностью уверены, что с физической точки зрения животное абсолютно здорово, – отмечает Олег.
Профессия, которой не учат
Если набрать в интернете «образование зоопсихолога», предложений можно увидеть много. Эксперты в этой области признают: существует множество школ и тренингов, где можно обучиться азам профессии. Вместе с тем стать квалифицированным специалистом, только окончив их, нельзя.
– Где учат на зоопсихолога? Нигде. Существует огромное количество курсов, пройдя которые, можно получить сертификат или диплом. Но я считаю, что такое образование пока находится не на том уровне, чтобы сразу после получения такого диплома человек мог считать себя готовым специалистом. Я сама проходила подобные курсы, чтобы постичь азы и теорию вопроса. Но практические навыки можно наработать только при обучении у опытных специалистов, – считает Евгения. – До того как я пошла учиться, мне казалось, я знаю очень многое. Но оказалось, что я не знаю ничего, и многие вещи для меня стали открытием. У меня была практика в приютах, с недоверчивыми полудикими животными, испытавшими в своей жизни огромный стресс. К каждому я старалась найти индивидуальный подход, – вспоминает Евгения.
Люди, которые хотят преуспеть в зоопсихологии, должны быть готовы к тому, что им придётся очень долго, кропотливо, буквально по крупицам искать и собирать информацию. И нужно будет постоянно учиться.
– Если зоопсихолог говорит, что у него есть универсальный метод на все случаи жизни и он крутой профессионал, который знает всё, нужно остерегаться такого зоопсихолога, – советует Евгения.
– Я оканчивал курсы кинолога и долго работал кинологом. Когда я заинтересовался зоопсихологией, я поначалу решил, что это по большому счёту одинаковые вещи, но они оказались настолько разными! Нужно знать и то, как устроена человеческая психика, и то, как устроена психика собаки. Например, часто хозяева переносят человеческие качества на своих питомцев, говорят, что «собака обиделась» или «собака меня любит», но всё это не может быть так. Собаки не умеют обижаться, не умеют делать что-то назло и даже – меня сейчас закидают тапками – не умеют любить, хотя, вероятно, способны испытывать некоторую привязанность. В собачьем мире действуют другие законы: стайность, статусность, иерархия. Мы, люди, более развиты интеллектуально, поэтому мы должны научиться их понимать. Я пошёл изучать коррекцию поведения собак уже с определённым опытом, с определённой базой за плечами, но когда я пришёл туда, я понял, что надо начинать всё сначала, потому что всё, что я к тому моменту знал, было не настолько глубоко. То есть снова пришлось учиться. Чтобы стать хорошим специалистом по животным, нужно научиться видеть проблемы с двух точек зрения одновременно. Один глаз у вас должен быть человеческий, а второй – звериный, – шутит Олег.
Звериный «этикет»
Естественно, что специалисты уверены: зоопсихологи необходимы всем. В первую очередь хозяевам. Мало кто может похвастать безупречными взаимоотношениями, а условия проживания животных с точки зрения природы в современном мире отличаются от идеальных.
– Некоторые люди просто привыкли к определённому поведению своих питомцев и считают это нормой. Например, когда в дом заходят гости, собака поднимает лай. Или скулит и воет, когда хозяин уходит из дома. Или портит вещи. Все эти моменты люди считают нормой: мол, это же животное, что с него взять? Но все эти вещи поддаются коррекции. Другое дело, что не все хотят их корректировать. Человеку может нравиться, что его собака бросается на незнакомых людей, которые подходят к хозяину. Хозяин может этим даже гордиться и говорить: мол, посмотрите, какой у меня защитник! – говорит Евгения.
Самое популярные запросы, с которыми владельцы питомцев приходят к зоопсихологам, следующие. Животное не слышит и не слушается хозяина, например, если речь идёт о собаках, тянет поводок на прогулке, бросается на людей, подъедает остатки еды и мусор с земли. Также часто обращаются, когда животное проявляет агрессию, не ходит в лоток, царапает и грызёт мебель, стены, цветы и другие предметы интерьера. В общем, делают всё то, что портит жизнь человеку.
– Встречаются и необычные запросы. Например, однажды ко мне обратились ребята, которые взяли собаку из приюта. И эта собака у них дома стала забиваться под ванну и выть. Хозяева поначалу решили, что у их пса что-то не так с головой, и собрались идти к собачьему неврологу. Но перед этим сняли видео и отправили его мне. И я увидела, что собака абсолютно здорова, а ее поведение – это такие своеобразные истерики или скандалы, чтобы привлечь к себе внимание. Есть ещё интересная проблема, с которой часто обращаются владельцы маленьких пород собак. Эти собаки… боятся своих мисок. Это лечится буквально за несколько сеансов с помощью определённых техник. Хозяева потом удивляются: ведь они бились с этой проблемой столько времени и ничего не достигли, – объясняет Евгения.
Поведение домашнего животного напрямую зависит от действий человека. И, как и любые специалисты, зоопсихологи убеждены, что гораздо проще предотвратить, нежели потом исправить, то есть выстроить грамотные взаимоотношения с животным, сразу определив его место в доме.
– Мы берём животное домой и начинаем ломать то, что было заложено природой. Распространённый пример: человек жалуется, что его животное «внезапно» стало агрессивным. Но внезапно ничего не бывает. Любое животное в дикой природе рождается с геном агрессии. Дикие животные учат своих детей убивать, осознанно поощряют проявления агрессии, потому что это вопрос выживания. Теперь представим домашнего щенка, которому мы покупаем пищащую резиновую игрушку. Пищалка издаёт звук, сигнал «больно», но щенок её не отпускает, а мы только радуемся, как здорово он играет, то есть фактически поощряем агрессию. Следующий этап – щенок начинает эту игрушку трепать. В дикой природе трепать – значит убивать. Как только вы видите, что ваша собака начала трепать игрушки и тем более ваши вещи, – всё, считайте ген агрессии запущен. Вообще все игрушки для животных – это бизнес. Вы в природе хоть раз видели собаку с игрушкой в зубах? Животные не рождаются агрессивными. Мы, люди, своими неразумными действиями делаем их такими, – говорит Олег.
Если животное взяли в дом совсем маленьким, важно последовательно пройти с ним все этапы взросления, и на каждом этапе хозяин должен грамотно выставлять границы, показывать, что можно, а что нельзя делать. Тогда «приличное» поведение станет для животного нормой и образом жизни, а хозяин не столкнется с неприятными сюрпризами в будущем.
– Если вы берёте щенка и хотите, чтобы следующие лет 15 ваша жизнь была наполнена счастьем, то 90% своего времени вы должны в него вложить. Люди же часто ленятся. Например, думают: сегодня плохая погода, не пойду гулять, а покидаю собаке дома мячик. Собака радостная носится по дому за мячом, а вы вроде как уделили ей время. На самом деле чему вы её учите в этот момент? Тому, что дома можно носиться и сходить с ума. А когда она в следующий раз будет так же разносить дом, играя с мячом, вы начнёте ее ругать. И это у животного вызовет только недоумение! Всегда нужно быть последовательным. Возвращаясь к теме агрессии, у меня был пример, когда меня пригласили в многодетную семью, в которую взяли дворняжку, смесь овчарки и кого-то ещё. Когда все садились за стол, собака, ещё по сути щенок, носилась вокруг, клянчила еду и вырывала её из рук – мешала, одним словом. И меня попросили поставить границы. Я провёл определённую работу, и животное стало вести себя спокойно. Но прошло недели две – и мне в ужасе позвонила мать семейства и пожаловалась, что собака во время обеда едва не напала на одного из ребят. Я снова пришёл в эту семью и выяснил, что пока все честно соблюдали правила, самый младший ребёнок втихую ото всех подкармливал пса со стола. Осмелевший пёс стал требовать тогда еду и от другого ребёнка, а когда тот не дал, проявил агрессию. Мол, один из вас даёт мне еду, а ты почему нет? То есть соблюдать правила должны все члены семьи, иначе ничего не получится, – рассказывает Олег.
Зоопсихологи сходятся на том, что немотивированная агрессия (как, впрочем, и любое иное патологическое поведение) у животных на самом деле встречается редко – как правило, при заболеваниях. То, что люди называют немотивированной агрессией, имеет мотивы, хотя хозяева их просто не понимают.
– Иногда я выкладываю у себя в соцсетях ролики о работе с агрессией. И мне люди пишут: «Расскажите, как у вас это получилось? У нас та же проблема, и мы хотим решить её так же». Но я всегда отвечаю, что мне надо посмотреть животное. Проблема может казаться похожей лишь на первый взгляд и может требовать другого решения. Все животные, как и люди, разные, причины поведения разные, поэтому не может ко всем быть единого подхода, – отмечает Евгения.
У зоопсихологов есть негласная этика: если то, что просит хозяин, противоречит сущности, характеру и в целом здоровому существованию животного, то специалист может и отказать.
– Например, хозяин говорит: «Хочу, чтобы моя собака охраняла меня на прогулке от всех без особой команды». К чему это может привести? Каждую прогулку собака будет воспринимать как стресс, потому что на улицу она будет выходить не в расслабленном состоянии, а в напряжении высматривать «врагов». В дальнейшем это может привести к серьёзным психическим проблемам у животного. Поэтому я всегда за здравый поход и за справедливое отношению к животному. Кроме того, я сразу предупреждаю, что работать придётся самому хозяину и это может занять долгое время. Я не волшебник, я не могу забрать чужое животное себе, «починить» и вернуть обратно. С хозяином у животного есть связь, есть опыт общения, а я чужой человек. Если поведение человека не поменялось, то и животное даже после работы с ним через какое-то время вернётся к той же модели поведения, – говорит Евгения.
Услуги опытного квалифицированного зоопсихолога стоят немало. Начинающие специалисты берут около 1,5–2 тысяч рублей за консультацию, опытные специалисты – от 5 тысяч рублей. Цены, как правило, называют за консультацию – не за час, поскольку один и тот же процесс у разных животных может занять разное время. Работают до результата, а весь процесс корректировки в большинстве ситуаций занимает до месяца, хотя, разумеется, это зависит от многих факторов.
«Метод тапка» и гуманное отношение
Зоопсихологию как отдельную область знаний стали выделять всего несколько лет назад, но наука о поведении животных существовала давно – с тех самых пор, как человек стал взаимодействовать с ними и попытался их приручить.
– Думаю, люди стали этим интересоваться с момента одомашнивания первого животного. Есть много учёных, зоологов, биологов, которые проводили исследования поведения животных. Тогда, конечно, это не называлось зоопсихологией. Термин возник, когда появилась необходимость находить закономерности поведения, чтобы обрести общий язык между человеком и животными, которые становились нашими компаньонами, – объясняет Евгения.
В зависимости от исторического периода к коррекции поведения домашних животных существовали разные подходы. Например, в военное время кинологи дрессировали собак, а методы были такими, чтоб в короткое время добиться максимальных результатов. И не всегда это были гуманные методы, хотя, вероятно, они были оправданы с учётом реалий того времени. Сегодня методы уже другие. Животных заводят сейчас не столько для защиты, сколько для души. Поэтому сегодня цель зоопсихологии – приспособить животное к жизни в современном мире, не ломая его сущность.
– Иногда я говорю: «Вам нужно убрать собаку с дивана». А человек мне в ответ: «Да я ж специально собаку покупал, чтобы с ней в обнимку фильмы смотреть!». Людям нравится очеловечивать животных, но необходимо перестать это делать для их блага. Разве вам бы понравилось, если б с вами обращались хорошо, но как с белочкой или с обезьянкой. С животными нужно обращаться как с животными. В этом и состоит гуманное отношение, – уверена Евгения.
Психология животных до сих пор не изучена достаточно хорошо. Зоопсихологи вынуждены делать предположения, двигаться иногда наощупь и искать иголку в стоге сена. Но то, что люди перестают решать проблемы со своими питомцами «методом тапка» и пытаются разобраться в причинах их поведения с помощью научных знаний, свидетельствует о переходе к более сознательному отношению к животным. А это значит, что зоопсихологи на верном пути и профессия имеет большие перспективы.