«Господин президент, мы группа «Каста», и у нас радостное событие. Мы справились с очень сложной задачей государственной важности. Мы написали наш гимн России. Мы много раз слышали государственный гимн, но он не вызывал в нас серьезного сильного чувства, которое по идее должен. И мы написали свой, который такие чувства вызывает. Просим обратить внимание на наш гимн России и рассмотреть его в качестве альтернативы», — говорят музыканты.
Рефреном в тексте песни идет строчка «Это мы», во многом она и отражает основную суть текста. В куплетах музыканты — Влади (Владислав Лешкевич), Шым (Михаил Епифанов), Хамиль (Андрей Пасечный) и Змей (Антон Мишенин) — делят историю России на 3 большие части, которые можно условно обозначить как страшное прошлое, туманное настоящее и светлое будущее. И осмысляют их в едином пространстве текста.
На прошедшей в пятницу 22 ноября пресс-конференции участники группы «Каста», отвечая на вопрос корреспондент «Стола», сравнили свой трек с «фотографией реальности».
«У меня есть любимые песни советского периода, но понятно, что это писали несвободные люди. Но в некоторых местах возникает ощущение, что автор смог через сотню цензоров, понимая риски, сказать что-то более свободное. И это моменты искрящейся радости. Как будут музыкальные археологи слушать «Касту»? Не знаю, мы стараемся делать «фотографию реальности» с разными фильтрами, они могут быть смешными, лирическими или иными. Мы такие рэперы-фотографы» — пояснил Шым.
Из структуры текста можно сделать вывод, что между жителями России настоящего, прошлого и будущего есть разница. Вот, одни наши сограждане «смогли робу сорвать с себя», но всё рано «сложили про запас её», а другие рискуют снова начать «друг друга голодом морить, гноить по зонам», и уже совсем иные представляют из себя «миллионы состоятельных и состоявшихся». Однако, по словам авторов текста, это всё одни и те же люди, некий коллективный организм страны.
«Песня структурируется музыкально, там есть три части: та действительность, которую мы видим своими глазами, ретроспектива или взгляд назад и взгляд вперед, в будущее на то, какой бы мы хотели видеть Россию. Мы не ставили задачу создавать разных персонажей, наверное, так кажется потому, что у нас четыре разных тембра, и вообще мы четыре разных человека», — пояснил Шым.
«Даже нельзя сказать, что у нас здесь есть персонажи или лирические герои. Мы старались взять свойства, которые присущи всему обществу, чтобы как можно больше людей, услышав фразу, могли сказать: «Ну, да, это про меня, про нас». Здесь все плоскости находятся рядом, как на трибунах», — дополнил тезис Влади.
«Мы хотели, чтобы «Это мы» было легко произносить всю песню», — завершил мысль Шым.
При этом у трека позитивный конец: «Россия — это больше, Россия снова и снова, Россия — это навсегда, Россия — доброе слово». Последний куплет посвящён свободе и доброте, которая обязательно восторжествует. Однако музыканты, описывая свою прекрасную страну будущего, не дали рецепта, как же в неё попасть. Ответ удалось получить уже на пресс-конференции.
«Мне бы очень хотелось видеть россиян свободными, смелыми и неагрессивными. Чтобы такими стать, нужно очень сильно этого хотеть. Прежде всего не надо считать себя должным тому, кому ты на самом деле ничего не должен. И не надо считать себя подчинённым тем, кому ты не подчиняешься», — считает Влади.
«Скажем так, надо избавиться от выученной беспомощности», — дополнил коллегу Шым.
На YouTube-канале музыкантов более четырех тысяч комментариев. В основном, это альтернативные и весьма злободневные дополнения к «гимну».
«Кто по уровню жизни на девяностом месте, где-то между Нигерией и жестью? Это мы!» — пишет комментатор с ником olgopa.
«Кто заселит наши щедрые пустые земли? Кто создаст свои счастливые шумные семьи? 这就是我们», — намекает на заселение Сибири и Дальнего Востока китайцами Stitch.
Однако есть и негативные комментарии, при этом весьма схожие друг и другом.
«Каста нормальная ведь группа раньше была, что произошло такое? Вас забыли, и вы решили хоть как-то о себе напомнить?» — один из немногих цензурных.
Сами рэперы относятся к негативу спокойно. Они даже признались, что знают своих «хейтеров». Сейчас соотношение лайков к дислайкам примерно восемь к одному, в пользу положительных оценок.
«Первые полтора дня у нас было всего 6% дислайков, а уже потом, видимо, какая-то группка сориентировалась. И люди начали перелогиниваться и писать негативные комментарии. Разумеется, есть не только такого рода (искусственные) комментарии, но и настоящий «хейт». Есть ощущение, что большинство — это государственные люди на зарплате, судя по одинаковости комментариев. К тому же команда наших «хейтеров» более разнообразна, своих мы любим и даже узнаем», — признался Влади.
2019 год оказался необычайно богат на около-политические высказывание рэперов. Артист Хаски (Дмитрий Кузнецов) выпустил депрессивный трек «Седьмое октября» ко дню рождения Владимира Путина, рэпер Нойз МС (Иван Алексеев) написал песню «Пусть они умрут» про жестокость сотрудников силовых структур и сделал кавер на песню Егора Летова «Все как у людей».