Кастро разразился привычной тирадой по поводу империализма, экспансионизма и неоколониализма алчных гринго, угнетения народов и закабаления стран. Поэт, вежливо всё это выслушав, как бы невзначай поинтересовался, нет ли какой-нибудь личной причины в том, что отпрыск самого богатого кубинского олигарха стал самым яростным врагом Америки?
Кастро помолчал, потом хлопнул поэта по спине и рассказал весьма интересную историю.
В юности Кастро был студентом юридического колледжа «Белен» в Гаване. Это было частное привилегированное учебное заведение для золотой молодёжи острова. Верховая езда, гребля, крикет, самые красивые девушки – все удовольствия были ему доступны и ни в чём он не знал отказа. Но сам Фидель в то время увлёкся литературой и зачитывался историями о подвигах бойцов кубинской национально-освободительной армии, воевавших против испанцев в ходе Десятилетней войны середины позапрошлого века.
А потом Фидель и сам захотел стать таким бойцом, защитником всех обиженных и угнетённых.
На втором курсе он бросил колледж и записался добровольцем в отряд партизан, который собирали американцы, готовившие в Доминиканской Республике военный переворот с целью свержения режима тамошнего диктатора Трухильо.
Вернее, это был не отряд, а настоящая банда, набранная из бандитов, уголовников и самого опасного отребья, мечтавших пограбить местных в ходе войны. Студенты-идеалисты, готовые проливать свою и чужую кровь за дело свободы, были даже для американцев в диковинку. Именно поэтому Фиделя быстро определили на курсы прапорщиков и даже поставили командовать небольшим отрядом в армии наёмников, которых разместили на пустынном острове Кайо Конфитес.
В ожидании приказа о наступлении наёмники просидели на острове несколько месяцев, и каждый день на острове напоминал настоящий ад. Постепенно закончилось продовольствие и медикаменты, люди от отчаяния сходили с ума и начинали мастерить плоты, чтобы уплыть куда-нибудь с проклятого острова.
В конце концов выяснилось, что США договорились с Трухильо и кубинскому военно-морскому флоту был отдан приказ арестовать всех участников экспедиции.
От позорного суда и тюрьмы удалось спастись немногим – тем, кто рискнул броситься с палубы в море. Фидель был среди смельчаков: улучив момент, он бросился за борт.
В море было чертовски холодно и постоянно сводило мышцы. Несколько раз он чуть было не утонул, наглотавшись солёной воды.
Как Фидель выбрался на берег – не помнил.
– Но именно в тот день я дал себе клятву никогда не верить гринго! – улыбнулся Фидель. – Никогда не верить гринго, никогда не иметь никаких дел с гринго, никаких дел!
- Кастро – сын «сахарного короля»
Фидель Александро Кастро Рус – таково полное имя команданте – действительно был отпрыском одного из самых богатых сахарозаводчиков Кубы. Он появился на свет 13 августа 1926 года в самом роскошном дворце острова – в поместье «Миранда» возле городка Биран, что в провинции Орьенте, которое принадлежало его отцу Анхель Кастро Архизу.
Сам Анхель родился в Испании в бедной деревушке Ланкара, и казалось, его ждёт самая обычная судьба крестьянского батрака. Но в 1898 году началась американо-испанская война, и Анхеля, мобилизовав в армию, отправили на Кубу. После войны Анхель и решил остаться на гостеприимном острове.
Сначала он работал ночным сторожем на шахтах, потом – рабочим на сахарном заводе, а затем открыл свою маленькую закусочную. Тогда на Кубе начался «сахарный бум», и Анхель тоже решил вложиться в прибыльный бизнес. Продав закусочную, он купил небольшой участок – 100 соток – целинных земель, покрытых лесами. Вырубив деревья, Анхель посадил там сахарный тростник. Полученную прибыль он направлял на покупку новых плантаций, и уже через десять лет Анхель расширил свои владения до 9 500 гектаров, став хозяином своего сахарного завода в городке Биран.
Став на ноги, Анхель решил жениться. Первый брак с городской красавицей не сложился, затем он сошёлся с простой крестьянкой Линой Гонсалес Рус.
Вскоре в семье Анхеля и Лины родились семеро детей: Анхела, Рамон, Фидель, Рауль, Хуана, Эмма и Агустина. Фидель был третьим ребёнком – и самым любимым.
Как вспоминали односельчане, Фидель ни в чём не знал нужды, целыми днями забавляясь со сворой домашних собак. Когда же сыну исполнилось 8 лет, отец подарил ему лошадь по кличке Эль Карето, чтобы сын смог стать настоящим кабальеро, то есть всадником и дворянином.
В десять лет отец отправил сына учиться в католический колледж «Братья Ля Саль» в Сантьяго-де-Куба, затем – в юридический колледж «Белен» в Гаване.
- Дети Кастро – американцы
После провала экспедиции в Доминиканскую республику Фидель как ни в чём не бывало вернулся в Гаванский университет и продолжил учёбу. Но пятом курсе он познакомился с очаровательной блондинкой Миртой Диас Баларт – единственной дочерью министра внутренних дел Кубы.
Однокурсники подшучивали над Фиделем – дескать, такая красавица никогда не пойдёт замуж за парня, у которого обе ноги левые и нет чувства юмора. Но свадьба состоялась в октябре 1948 года – когда невеста была уже на четвёртом месяце беременности.
Дон Анхель, ничего не знавший про неудавшуюся военную карьеру сына, оплатил молодожёнам медовый месяц в Соединённых Штатах, куда по обыкновению отправлялись все преуспевающие молодые пары. Вернее, даже не месяц, а целый год проживания во Флориде. В США на свет появился и Фиделито Кастро – единственный законнорожденный ребёнок кубинского команданте, гражданин США.
Но этот брак не сложился: в начале 60-х годов Мирта из-за романов Фиделя на стороне подала на развод и эмигрировала в США, куда она забрала и сына Фиделито. Кубинская разведка по приказу Кастро выкрала его и доставила в Гавану. Фидель сам воспитывал своего наследника и даже сделал его директором Агентства по атомной энергии Кубы. Правда, потом Фиделито был внезапно уволен: говорят, будто бы он сболтнул что-то лишнее об отце, у которого унаследовал дерзкий и сибаритский характер.
Кстати, в США сбежала и дочь Кастро от другого брака Алина Фернандес. Она в парике и с поддельным паспортом тайно выехала в Испанию, а после публичного обращения к властям ей разрешили забрать 15-летнюю дочь Алину. Фидель бурно отреагировал на поступок дочери и даже спустя годы после побега он запрещал упоминать имя Фернандес в своём присутствии.
- Кастро – карьерист
Женитьба на дочери министра обеспечила Кастро моментальный карьерный взлёт. Он вошёл в состав правящей партии консерваторов-ортодоксов, и молодому красивому адвокату из богатейшей и влиятельной семьи острова уже, казалось бы, было зарезервировано кресло депутата в парламенте, как вдруг в стране произошёл переворот: в марте 1952 года полковник Фульхенсио Батиста сверг президента Кубы Прио Сокарраса.
Именно Кастро партийное руководство и поручило составить текст заявления против военного переворота и захватившего власть диктатора. Вскоре Фидель представил в Верховный суд страны иск, в котором обвинил Батисту в нарушении семи статей конституции и потребовал пожизненного заключения для полковника.
Но Батиста просто отмахнулся от иска, и около года Фидель безрезультатно продолжал через газеты обвинять диктатора во всех мыслимых грехах.
- Кастро сидел в тюрьме
В конце концов, устав ждать ответа от диктатора, Кастро решил в знак протеста захватить военные казармы в крепости «Монкада» в Сантьяго-де-Куба. Как позже вспоминал сам Фидель, это было необходимо для того, чтобы «завоевать доверие народа и убедить его в возможности успешной вооружённой борьбы».
Штурм крепости был назначен на 26 июля 1953 года. На операцию отправились 165 человек, вооружённые устаревшими ружьями.
Правда, как выяснилось позже, Кастро по неопытности не озаботился составить план казарм, поэтому революционеры в темноте быстро запутались и по ошибке атаковали дома мирных горожан. И когда передовой отряд Кастро после долгих блужданий всё-таки вышел к казармам, солдаты встретили их прицельным огнём.
Потеряв в бою 6 человек, революционеры разбежались по окрестным лесам.
Самого Фиделя с братом Раулем поймали в горах через две недели. Расправа над «террористами» была суровой: два десятка рядовых «монкадистов» были осуждены на 10 лет тюрьмы, сам Фидель получил 15 лет тюрьмы.
Оказавшись в тюрьме, Кастро не терял времени даром. Он проштудировал «Капитал» Маркса и Ленина, а также обзавёлся любовницей. Это была Нати Ревуэльта, дочь одного из богатейших плантаторов Кубы.
Нати с энтузиазмом поддержала планы Фиделя по свержению режима Батисты. Она первой написала письмо арестанту, содержащее признание в любви. Фидель ответил: «Милая Нати! Шлю тебе нежный привет из своей тюрьмы. Я постоянно помню и люблю тебя... хотя давно уже ничего о тебе не знаю. Я получил то милое письмо, что ты передала с моей матерью, и всегда буду хранить его при себе. Знай, что я с радостью отдам жизнь за твою честь и твоё счастье…»
Благодаря связям Нати Батиста вскоре помиловал братьев Кастро. Но после освобождения Кастро его жена Мирта подала на развод: как выяснилось, тесть пламенного революционера, сохранивший свой министерский пост и при Батисте, передал дочери интимные письма от мужа к любовнице.
- Кастро – гений пиара
Оказавшись на свободе, Кастро предпринял новую попытку свержения Батисты. Правда, он не придумал ничего лучше, чем повторить свой американский опыт похода в Доминиканскую республику. Он переехал в Мексику и начал собирать отряд революционеров – прежде всего тех уцелевших романтиков, кто выжил после похода на казармы в Монкадо. Впрочем, брал он и первых встречных. Так, например, в отряд Кастро вошёл молодой врач из городской больницы Мехико аргентинец Эрнесто Гевара по прозвищу Че, то есть «чувак» – на жаргоне.
25 ноября 1956 года яхта «Гранма» вышла в поход к берегам Кубы. На борту судёнышка, рассчитанного на 10 пассажиров, находилось 82 человека и солидный арсенал: 2 противотанковых пулемёта, 90 винтовок, 3 автомата, пистолеты, боеприпасы и продовольствие.
Также Кастро вёз с собой грандиозную рекламную идею: подражая кубинским патриотам XIX века, которые давали клятву не бриться до тех пор, пока испанцы не уйдут с острова, Кастро и его добровольцы решили растить бороды до полной победы над Батистой. Так прозвище «барбудос» – «бородачи» – стало нарицательным названием повстанцев.
Из-за своей клятвы, данной в присутствии репортёров, власти с самого начала знали о походе на Кубу. Поэтому Кастро пришлось срочно искать новое место для высадки, и вместо комфортабельного песчаного пляжа революционеры десантировались прямо в центр огромного болота с мангровыми зарослями.
– Заплетающейся походкой, – вспоминал Че Гевара, – мы ступили на твёрдую землю, являя собой армию теней, армию призраков, которая шла, подчиняясь импульсу какого-то скрытого психического механизма.
До конечной точки маршрута – гор Сьерра-Маэстра – нужно было пройти 40 километров. Дабы не выдать свой поход войскам Батисты, революционеры разбили свой отряд на группы по 2–3 человека и, голодные, в полуобморочном состоянии, с боями продвигались по направлению к горам.
В итоге до условленного места – усадьбы Кресенсио Переса (одного из соратников Фиделя) – дошли всего 22 человека, имевших лишь два автомата, остальные же погибли или были арестованы.
Но безумие Кастро сделало своё дело: весь мир следил за горсткой «барбудос», бросивших вызов 30-тысячной регулярной армии.
Под обаяние «народного вождя» попал даже президент США Дуайт Эйзенхауэр. В то время Кастро исключал как антиамериканские, так и просоветские выступления, не давая Белому дому поводов для тревоги. Да и сам Кастро – сын «сахарного короля» – никак не был похож на «агента СССР». В конце концов Эйзенхауэр даже порекомендовал кубинским политикам не мешать торжеству демократии.
Приказ президента США был выполнен, и на новогоднем приёме 31 декабря 1958 года главнокомандующий армией генерал Эулохио Кантильо поставил перед Батистой ультиматум: он должен уйти.
Батиста бежал в Доминиканскую Республику, где спокойно дожил до 72 лет и умер в своём особняке.
- Кастро обманул Эйзенхауэра.
Команданте обманул американцев: если до революции Фидель ратовал за демократическую форму правления, обещал гарантировать свободу слова и прессы, то после победы он конфисковал всё американское имущество на острове стоимостью более миллиарда долларов. И казнил около тысячи сторонников Батисты.
В ответ глава Белого дома отдал приказ ЦРУ устранить Кастро – тихо и без лишнего шума.
Выполнение приказа возложили на агента Мариту Лоренц, немку по происхождению, которую в ЦРУ снабдили капсулой с ядом.
– Внедрили её в окружение Фиделя очень просто, – вспоминал один из бывших агентов разведки. – Она просто приехала на Кубу и во время митинга обратилась к Фиделю с просьбой дать ей автограф. Но в последний момент она засмущалась и не знала, как обратиться к лидеру революции: назвать его «Ваше превосходительство» или просто «сэр»? Когда она спросила об этом у Фиделя, тот просто рассмеялся: «Зови меня просто Фидель!» Уже вечером она оказалась в спальне команданте, а вскоре поняла, что не сможет отравить человека, в которого влюбилась.
Вместе они провели восемь с половиной месяцев.
В итоге США разорвали дипломатические отношения с Кубой. Кастро быстро сориентировался и заявил, что всегда был марксистом-ленинцем и поклонником СССР.
Разъярённые американцы попытались устроить на Кубе военный переворот, организовав в апреле 1962 года вторжение боевиков. Высадка десанта состоялась в Заливе Свиней – в бухте Кочинос. Операция по свержению Кастро закончилась полным фиаско ЦРУ: из 1 500 человек, подготовленных для этой экспедиции, 1 200 оказались в плену, около сотни было убито и лишь немногим удалось бежать на уходивших судах.
Сразу же после этого Кастро обратился за военной помощью к СССР, и советские руководители не отказали себе в удовольствии не просто прислать войска, но и разместить ядерные ракеты в мягком подбрюшье Америки – в качестве ответа на американские ракеты «Юпитер» в Турции. В итоге между двумя сверхдержавами разразился «Карибский кризис», после которого Куба навсегда стала форпостом «холодной войны».
- Вместо Фиделя правила Селия
Главную роль в превращении Кастро из анархиста в твердокаменного марксиста сыграла его секретарша Селия Санчес, ставшая не только его «ангелом-хранителем», но и гражданской супругой.
– Селия была на пять лет старше Фиделя, и она была единственным человеком, который мог как-то влиять на него, – вспоминал Убер Матос, бывший соратник Кастро. – Только она могла сказать ему: «В тебе полно дерьма! Не делай этого!». Она была худая, среднего роста, не безобразная и не красавица. Женщина с характером. Именно она часто диктовала внешнеполитический курс Кубы.
Именно Селия настояла, чтобы Кастро в 1965 году фактически вынудил Че Гевару выйти из состава кубинского правительства, а затем покинуть Кубу. Причина проста: Че Гевара был неуправляем и мог составить опасную конкуренцию Кастро.
Трудами Селии Единая партия социалистической революции Кубы была переименована в Коммунистическую партию Кубы. Сам же Кастро был избран первым секретарём ЦК партии.
Жизнь Селии оборвалась трагически: в 1979 году она покончила с собой, выстрелив в висок. Говорят, смерть Селии была подстроена частью окружения Кастро, недовольной её влиянием на команданте.
Так или иначе, но после смерти Селии Фидель несколько лет сибаритствовал, а потом сошёлся с Далией Сото дель Балле, которая родила команданте пятерых сыновей и не лезла в политику.
С тех пор Кастро взял все бразды правления в свои руки, смело мешая идеи марксизма-ленинизма с идеологией культовых латиноамериканских революционеров Симона Боливара и Хосе Марти.
...Знаменитый писатель Габриэль Маркес как-то рассказывал, что однажды Фидель, крепко выпив рома, признался, что на самом деле он вовсе не хотел строить никакого социализма, а просто основать на острове самый справедливый строй, когда не надо много работать, а можно всласть расслабиться: выпить немного рома, познакомиться с симпатичной девчонкой, потанцевать под ритмы самбы…
– А чем бы вам хотелось заняться сейчас, будь у вас уйма свободного времени? – спросил писатель.
Команданте пожал плечами:
– Наверное, я бы просто шатался по улицам.