Глобальные сдвиги на планете отслеживает Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). В прошлом году МГЭИК выпустила Шестой оценочный доклад – последний и самый свежий на сегодня – о климатических изменениях. Согласно нему, даже несмотря на все усилия стран, полностью предотвратить климатические изменения уже невозможно. В ближайшие 50–100 лет потеплеет. Вопрос лишь в том, насколько. Это зависит от выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов. Углекислый газ, попадая в атмосферу, удерживает тепло, излучаемое с поверхности Земли. Это явление знакомо всем под названием «парниковый эффект». При увеличении уровня углекислого газа в атмосфере эффект усиливается, что приводит к глобальному потеплению. На выбросы влияет деятельность человека, которую нельзя свести до нуля. Но можно снизить эффект и при хорошем раскладе постараться ограничить потепление до 1,5 °C.
– То, что концентрация углекислого газа в атмосфере влияет на климат, известно уже давно, – объясняет старший научный сотрудник Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Георгий Александров. – Первые оценки величины глобального потепления, которое может быть вызвано ростом концентрации углекислого газа в атмосфере, появились сто с лишним лет тому назад. С тех пор наука не стояла на месте. Были разработаны сложные математические модели, описывающие в виде уравнений все те физические процессы, которые определяют климатические условия в каждой точке Земли. Когда учёные говорят о глобальном изменении климата, они говорят о результатах расчётов, проведённых с помощью этих математических моделей для разных сценариев развития мировой экономики.
Согласно исследованиям, в последующие годы в мире увеличится количество опасных гидрометеорологических явлений: наводнений, ураганов, смерчей, сильных штормов, тропических циклонов. В докладе МГЭИК говорится о расширении зоны лесных пожаров: теперь вместе с традиционными пожароопасными регионами – Австралией, Сибирью, бассейном Амазонки – они, по оценкам учёных, могут захватить часть территорий даже в Арктике. Ожидается рост катастрофических наводнений. При потеплении уже от 1,5°С они могут происходить во всех регионах, кроме Европы. Вместе с этим усилятся засухи в некоторых регионах, включая южную Европу и Средиземноморье, Центральную Европу, Центральную Америку и Мексику, северо-восток Бразилии и юг Африки.
Но прогнозируя развитие событий и варианты будущего, нужно учитывать и региональную составляющую. Например, если на каких-то территориях увеличится количество осадков, а на других настанет засуха, то на ещё одних территориях изменения будут практически незаметны. При этом глобально в мире будут происходить серьезные трансформации.
– Сегодня вопрос о том, наступит глобальное потепление или не наступит, уже не стоит. Данные метеорологических наблюдений показывают, что оно идёт полным ходом, а результаты расчётов на климатических моделях говорят о том, что эта тенденция сохранится, – говорит Георгий Александров. – Неопределённость состоит в том, что точно неизвестно, сколько времени займёт переход от ископаемого топлива к другим источникам энергии, а значит, нельзя точно сказать, насколько сильно и быстро будет изменяться климат, а вместе с ним и жизнь человека.
Основных вариантов изменения мира – «сценариев будущего» – сейчас пять.
Самый оптимистичный, но наименее вероятный вариант предполагает, что потепление не превысит 1,5°C, а большинству стран на планете удастся достичь нулевого уровня отходов углекислого газа.
– На протяжении следующих 20–30 лет климат будет продолжать изменяться при любом сценарии развития мировой экономики, и даже в том случае, если мир станет углеродно-нейтральным гораздо раньше, чем предполагают обязательства, принятые странами, поддержавшими Климатическую конвенцию. Углеродный нейтралитет означает или полный отказ от использования ископаемого топлива (то есть угля, нефти и газа), или выведение из атмосферы ровно столько углекислого газа, сколько было выброшено в результате сжигания ископаемого топлива. Россия, например, может сократить сроки достижения углеродной нейтральности с помощью лесоклиматических проектов, то есть используя для выведения углекислого газа из атмосферы лесные экосистемы, находящиеся на её территории, – приводит пример Георгий Александров.
Крупнейшие экономики мира должны достигнуть углеродной нейтральности к 2050–2060 годам. Тогда возможен если не самый оптимистичный, то и не самый плохой – второй сценарий развития будущего: повышение глобальной температуры на 1,8°C к концу столетия на фоне резкого сокращения выбросов оксида углерода. Но и этого достичь непросто. Например, страны, у которых нет возможности самим разобраться с углеродными отходами, должны найти способы складировать и транспортировать их. Это удорожает многие производства. На фоне повсеместно растущих цен предпринимателям становится невыгодно «быть осознанными», поэтому они могут избегать экологичного подхода.
Если странам не удастся достичь нейтрального статуса и международные договоренности не будут соблюдены – начнутся проблемы. Вероятен третий вариант развития событий: если выбросы углекислого газа останутся на текущем уровне, температура к новому веку повысится на 2,7°C. Климатические изменения будут происходить быстрее – со всеми вытекающими негативными последствиями.
– При глобальном потеплении происходит смещение природных зон. Но к северу от зоны тундры находится Северный Ледовитый океан – то есть смещаться ей некуда. При самом климатически неблагоприятном сценарии развития мировой экономики экосистемы тундры могут исчезнуть, а вместе с ними и те виды растений и животных, которые могут обитать только в тундре, – выражает опасение Георгий Александров.
Впрочем, как отмечает учёный, климатические зоны будут смещаться при любом варианте развития событий. Речь скорее о скорости этого смещении и возможности у стран адаптироваться к изменениям. В России в этом смысле шансы есть.
– От глобального потепления в основном пострадают те страны, где слабо развита инфраструктура, позволяющая адаптироваться к изменению климата. Россия к ним не относится, – говорит старший научный сотрудник Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Георгий Александров. – В России климатические риски всегда в той или иной степени принимались во внимание, а в настоящее время реализуется национальная программа по адаптации к изменениям климата. Не исключено, что в результате реализации этой национальной программы Россия сможет поделиться своим опытом с теми странам, экономика которых подвержена климатическим рискам.
Четвёртый вариант предполагает, что выбросы углеводорода к концу столетия увеличатся вдвое, из-за чего температура повысится на 3,6°C. Международное сотрудничество на фоне сильной конкуренции, вероятно, будет приостановлено, страны сместят фокус на развитие национальной безопасности и обеспечение продовольствием прежде всего своего населения.
Есть страны, экономика которых уже сейчас очень зависит от природных явлений. Например, если сезон дождей пришёл вовремя – сажают рис, а если нет – пшеницу. Привыкнуть к такой переменчивости и так очень сложно, а изменения могут быть гораздо сильнее и ещё менее предсказуемы.
На фоне экономических сдвигов возможны социальные потрясения: миграции населения, внутренние конфликты, политические трансформации. Здесь можно говорить о пятом – самым страшном сценарии развития будущего, когда выбросы углекислого газа удвоятся уже через 30 лет, а средняя температура к концу столетия повысится на 4,4°C. При условии выполнения странами договоренностей этот вариант едва ли возможен. Но учёные призывают не расслабляться: на фоне обострившихся международных конфликтов любые договоренности могут быть резко забыты. И тогда, что называется, каждый будет сам за себя.
Положение страны будет зависеть от способности себя обеспечить в первую очередь ресурсами. Фермеры уже говорят о появлении вредителей, которых раньше не было в определённых климатических зонах. То есть насекомые, животные уже выходят за рамки своих ареалов обитания. Это влияет на то, что мы в будущем будем выращивать и есть. Может измениться привычный набор продуктов, образ питания и в конечном итоге образ жизни. На некоторых менее удачливых в климатическом плане территориях может даже наступить голод. Эмигрируют не только насекомые, эмигрируют животные – разносчики заразы, эмигрируют патогены. Могут появиться новые заболевания. И старые – считающиеся побеждёнными – пандемии могут дать о себе знать. Условно: освободится ото льда скотомогильник – вскроется сибирская язва. При таких раскладах может поменяться и демографическая ситуация, и структуры государств. Учёные, впрочем, пока считают это в большей степени страшилками. Тем не менее нужно понимать, что любые климатические изменения влекут за собой серьёзные последствия и влияют буквально на всё.
На фоне доклада МГЭИК Росгидромет подготовил доклад об изменениях климата и их последствиях уже непосредственно на территории Российской Федерации. Согласно документу, территория России теплеет ещё быстрее, и каждое десятилетие с 1981–1990 гг. теплее предыдущего. Исследователи приводят неутешительные данные: территория России в ХХI веке теплеет быстрее, чем в среднем территории в мире при любом из рассматриваемых сценариев. Прогнозируется смещение климатических зон и деградация ледников, изменение ареалов обитания живых существ. Так, в Баренцевом море после 2004 года наблюдается сокращение численности и смещение ареалов обитания арктических видов рыб. На фоне этого в других морях – Азовском и Чёрном – появляются нехарактерные для этих территорий виды.
– Потепление дальневосточных вод России, продолжающееся на протяжении последних 30 лет, оказало сильное влияние на морские экосистемы. Одним из заметных последствий потепления стала миграция тропических и субтропических рыб – акул, скатов, химер – в нехарактерные для них районы Южных Курил и Сахалина. Около Сахалина и в прилегающих водах отмечается уже более 40 видов этих рыб, – приводят ещё один пример в докладе.
Рост температур ухудшает условия жизни и хозяйственной деятельности в климатически неблагоприятных регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эксперты уже указывают на отток населения из этих территорий. Особенно большую угрозу изменения климата представляют для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, поскольку их уклад жизни основан на традиционной деятельности – оленеводстве, рыболовстве, охоте.
Ещё одна опасность – негативное воздействие изменений климата на здоровье. Как отмечают в докладе, в более тёплом климате выше риски развития болезней сердца, печени, почек, нервной системы. В будущем, как отмечают эксперты, это негативно может сказаться на показателях здоровья населения и осложнить эпидемиологическую обстановку.
В документе перечислено ещё много неприятных последствий, которые происходят уже на фоне глобального потепления. Например, иногда взмах крыла бабочки может вызвать цунами. Но чаще всего нет.
По мнению учёных, можно отдать природе территории, приближенные к естественным ареалам обитания животных, территории, где нет жилья и производств. Но для этого потребуется сотрудничество государства, науки и бизнеса.