Сегодня верующие отмечают один из главных христианских праздников – Благовещение. Благую весть принёс Деве Марии архангел Гавриил – об этом узнаём мы в Евангелии от Луки:
Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 24–38).
Интересно, что Благовещение особо почитаемо также у поклонников творчества Толкина. Именно в день католического Благовещения – 25 марта – было уничтожено кольцо всевластия и повержен Саурон во «Властелине колец». Сам Толкин в своё время отмечал, что так вышло у него не специально, и когда он понял, что кольцо должно быть уничтожено именно в этот день, то переработал весь роман от начала до конца.
О христианских мотивах в произведениях писателя поговорили с иереем Владимиром Тарасюком, клириком храма Державной иконы Божьей Матери города Фрязино.
– Владимир, как давно вы знакомы с творчеством Толкина?
– С детства. Совсем юным читал «Хоббита», подростком ездил на сборы толкинистов. Конечно же, смотрел все фильмы Питера Джексона. И потом со своими детьми снова перечитал всего Толкина.
Также в своё время я писал работу по Клайву Льюису – автору «Хроник Нарнии». Он был другом Толкина. Они вместе ходили в литературный клуб «Инглинги», где читали и обсуждали свои ещё не завершённые произведения. Также в стенах клуба они поднимали актуальные для того времени темы, в том числе и религиозные. Правда, Клайв Льюис был представителем англиканской церкви, а Толкин – ревностным католиком, но это не мешало их дружбе.
– У Льюиса в «Хрониках Нарнии» присутствуют прямые христианские образы, в то время как у Толкина «Во властелине колец» на первый взгляд их нет. Мир, в котором живут герои, – дохристианский. В нём нет религиозных ритуалов и всего остального, присущего сегодняшней вере. Но действительно ли мир Средиземья лишён веры в Бога?
– Вера в Бога, конечно же, присутствует на страницах романа Толкина. Только он не показывает это прямо и открыто – как Льюис. Например, есть такое направление в богословии – катафатическое богословие, когда истины о Боге излагаются при помощи положительных утверждений. И есть апофатическое богословие – оно путём отрицаний стремится подчеркнуть несоизмеримость Бога и материального мира. На мой взгляд, Толкин в своих произведениях идёт как раз путём апофатического богословия – не говоря, а подразумевая.
Да, он не показывает Бога прямо, и думаю, что это сознательный выбор писателя: он хочет, чтобы мы искали его сами. Мы живем в материалистическом мире, где всё можно потрогать рукой, а с Богом не так: мы его всё время ищем. И одна из целей Льюиса и Толкина состояла в том, чтобы раскрыть для людей Бога, потому что они видели кризис религии. И это совершенно точно было в их повестке, потому что Льюис проговаривал это в дневниках. Человечество – особенно в послевоенные годы – испытывало кризис религии. Поэтому поиск Бога, жажда Бога важны для читателя и для самого Толкина в том числе.
Ещё отмечу такой момент: на всём протяжении пути героям помогает что-то незримое. Оно ведёт их и даёт им силы. Кажется, Фродо совсем обессилел и не может идти дальше, но вдруг что-то придаёт ему силы. Это незримое я бы называл Промыслом Божьим.
– Раз уж мы заговорили о Фродо, спрошу: можно ли сказать, что путь Фродо подобен пути Христа на Голгофу?
– В том, что Фродо безропотно несёт свой крест, точно прослеживается образ христианина, но в его пути я всё же не вижу пути Иисуса Христа. В самом конце Фродо попадает под власть кольца и уже не хочет с ним расставаться, то есть он не выдерживает испытания.
В романе Толкина хорошо прописана проблема добра и зла, их существования. По христианскому учению, зло не имеет своей сущности, оно паразитирует на добре, то есть зло – это искажённый путь достижения добра. Когда Саурон повержен и Дол Гулдур пал, то орки моментально теряют свой стержень, свою общность, которая их держала, вместе с кольцом пропадает консолидированность зла.
– Можно ли сказать, что христианские мотивы показаны через центральную тему добра и зла? И это тоже присуще собственно и христианству.
– Да. Ведь в чём красота произведений Толкина? Их может читать и атеист, и верующий человек. И каждый будет видеть них своё. В принципе, этого и добивался Толкин – охвата аудитории и того, чтобы читатели поставили перед собой эти вопросы: а что такое добро, а что такое зло? А насколько зло имеет свою сущность? Где его предел? Или как добро может победить, при каких условиях? И вот тут проскальзывает христианский мотив, что добро может победить только при условии, если ты готов принести в жертву даже себя. То есть эта готовность жертвенной любви зашита во «Властелине колец». Она зашита глубоко, и мы интуитивно понимаем, что такое настоящая любовь. Это такая любовь, когда за друзей готов отдать свою жизнь для того, чтобы победить зло.
– А почему с уничтожением кольца зло не исчезает полностью? Почему Толкин не закрепил всеобщую победу добра в Средиземье?
– Христианство предполагает полную свободу творения, и творение само выбирает, с кем ему быть. То есть быть ему добрым или быть ему злым. Быть ему с Богом или без Бога. Каждый выбирает сам. Поэтому зло фактически неискоренимо. До момента страшного суда, до момента конца мира оно так и будет существовать. Это неминуемо. Христос провозгласил свою победу над смертью после Воскресения. Но зло всё равно не побеждено до конца, оно продолжает существовать, и в этом ничего страшного нет. Толкин также показывает, что ничего не заканчивается, всё продолжается. Более того, подразумевается, что ещё могут наступить времена такого консолидированного зла, этого нельзя исключать.
История с кольцом – это один из эпизодов, когда зло собралось вокруг чего-то и очень хотело своей победы, но у него снова ничего не получилось. Думаю, гитлеровская Германия послужила одним из ярких образов для Толкина. Вокруг маленького колечка – фашистской свастики – собралось огромное количество зла, которое захватило всю Европу. Ещё чуть-чуть – и оно одержит победу, но всё же зло не восторжествовало, оно проиграло и тем не менее продолжает жить и вспыхивает то тут, то там. В христианстве нет полной довлеющей победы добра над злом – такой, что добро победило и теперь никогда его больше не будет. Нет, оно всё же остаётся.
– Может быть, это как подтверждение одной известной фразы, прозвучавшей из уст Воланда у Булгакова: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?
– Добро не оттеняет зло. У добра есть своя сущность, добро существует. А зло паразитирует. Нужны ли мне комары, чтобы понять, что у меня есть кровь? Я и так понимаю, что она у меня есть. Зло – это неправильный порыв к добру. Ты хочешь всё сделать хорошо, но идёшь какой-то кривой дорогой. Как у Горлума. Он изначально не плохой, но это колечко дало ему буквально раздвоение личности. Его из огня в полымя кидает постоянно. И его стремление удержать зло только при себе тоже у него не получается – его нужно постоянно транслировать вовне. С одной стороны, с помощью кольца ты обретаешь власть, а с другой – оно постоянно побуждает тебя сделать что-то плохое. Это не божественная власть, когда ты даёшь свободу, а власть другого рода – когда ты хочешь поработить, убить, чтобы перед тобой раболепствовали. И это кольцо – вот такое зло. Зло всегда хочет максимально лишить свободы, а добро – наоборот – эту свободу предоставляет.
– Возникла ещё такая мысль: можно сказать, что кольцо умножает зло, которое есть в человеке?
– Оно даёт гордыню. Это совершенная гордыня. Мы знаем, что власть портит человека. Но она не просто портит человека, она даёт возможность проявления гордыни. Если тебе не свойственна гордыня – ты этой возможностью не воспользуешься, а если тебе она свойственна – тогда она приумножится. Это максимальное искушение. Об этом хорошо говорит апостол Павел: Ибо всё, что в мире: гордость плоти, гордость очей и гордость житейская, не есть от Отца.
Похоть плоти – это желание пресытиться здесь и сейчас. Похоть очей – когда я хочу такой красоты, такого совершенного царства, когда все буквально в золоте. Гордость житейская – это быть хозяином всего, не просто царств, не просто иметь набитое брюхо, а ещё иметь власть над ангелами, власть выше религиозной, духовную власть, когда ты повелеваешь ангелами. Так вот Фродо всегда останавливается на первом искушении, и дьявол ему ничего не предлагает больше. У него есть только похоть плоти, и у дьявола всё разваливается.
А Галадриэль и Гэндальф очень хорошо понимают, что они не устоят перед следующими искушениями, и поэтому отказываются от кольца. Они боятся этих искушений. Как в молитве «Отче наш» мы проговариваем: «…И не введи нас во искушение». То есть они сознательно не хотят, чтобы эти искушения перед ними стояли.
– Толкин сам был на войне и относится к потерянному поколению. Он видел ужасы войны своими глазами. Несмотря на то что во «Властелине колец» много битв, много крови, можно ли сказать, что Толкин осуждает насилие?
– Перед человеком рано или поздно всегда становится извечный вопрос о непротивлении злу насилием. Толкин создал героический эпос, предполагающий сражения. Но все сражения в книге происходят только в случае крайней необходимости, когда сражение может быть только с настоящим инфернальным злом. Например, орки – они максимально неантропоморфные, у них чёрная кровь, и в фильме они изображены скорее как полузвери – жестокие и чёрствые.
Есть красивый образ у Толкина, когда владыку назгул поражает дева-воин, царевна Эовин. Кто может уничтожить инфернальное зло? Никто, кроме самой чистой из воинов. Эовин сражается, но главный враг для неё именно воплощённое зло. Назгул у Толкина – призраки, получившие телесную оболочку, то есть они буквально воплощённое зло. Кто может сразиться с ним? Что можно противопоставить ему? Только совершенную чистоту мысли и нравственную чистоту.
– Поговорим ещё о Горлуме. Его много раз хотели и могли убить. Он мешал, он предал Фродо, тем не менее он дошёл до самого конца и в итоге сыграл очень важную роль.
– Каждое существо в истории играет свою определённую роль. У Бога о каждом есть свой определённый замысел, и этот замысел каждый выполняет по-своему. И у Горлума, как у Иуды, есть своя миссия. Есть такая притча о страшном суде, когда праведники спрашивают у Господа: Когда мы тебя накормили? Когда мы тебя напоили? Когда мы дали тебе ночлег? А Господь отвечает: «Тогда, когда вы это сделали одному из меньших моих братьев, вы сделали и мне». Суть в том, что праведник, оказавшись перед лицом Бога, не думает: «Ну, я-то праведник». Он удивлён, услышав от Господа: «Вы спаслись». И с точки зрения божественной через Горлума в итоге пришло спасение и избавление от кольца.
– Очень символично, что главная победа – уничтожение Саурона и кольца всевластия – приходится на Благовещение.
– А когда ещё можно уничтожить кольцо всевластия? Что такое настоящая Благая весть? У людей появилась надежда на спасение. Является ангел Пресвятой Богородице и говорит ей: «От Тебя родится Спаситель мира». Благовещение – это конец истории Ветхого завета и начало Нового завета. Надежда на то, что всё изменится. Собственно, это мы и видим в книге. Теперь если всё и продолжается, то уже совершенно по-другому.