Российско-беларусский нефтяной конфликт начался не вдруг. Стратегической отраслью Беларуси является нефтепереработка на двух крупнейших в Европе НПЗ: «Нафтане» и Мозырском заводе. Причём дополнительные сверхприбыли Беларуси обеспечивает простая схема: Беларусь закупает нефть в России по низким внутренним ценам, а затем продает бензин в Европу, не выплачивая никаких экспортных пошлин и налогов. Именно за счёт этих сверхприбылей и идёт финансирование «беларусского экономического чуда».
Разумеется, Россия в принципе была готова субсидировать Беларусь и дальше, но только в рамках союзнических отношений. Но настоящего союза с Минском так и не получилось. Вопрос признания Абхазии и Южной Осетии подвис в воздухе (не говоря уже о признании возвращения Крыма в Россию), затем грянуло «дело Баумгертнера», далее – резкие демарши Минска по поводу назначения Михаила Бабича российским послом.
Последней же каплей терпения Москвы стал срыв Минском переговоров по поводу компенсации беларусской стороне последствий российского налогового манёвра в нефтяной отрасли. Если не углубляться в детали, то суть манёвра состоит в следующем: до 2024 года Россия предполагает реформировать налогообложение нефтянки. В частности, планируется отменить 30-процентную экспортную пошлину на нефть, одновременно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который взимается «на скважине», то есть с каждой тонны добытой нефти, что должно привести к полному искоренению «серых схем» и контрабанды нефти. Конечно, есть и побочный эффект: в результате налогового манёвра значительно повысится и стоимость сырья для российских НПЗ, и стоимость бензина в России, приблизившись к мировому уровню.
Впрочем, постепенный рост цен на нефть уже привёл ряд российских НПЗ на грань банкротства: к примеру, банкротом был объявлен Антипинский НПЗ в Тюменской области. Понимание того, что до завершения налогового манёвра могут дожить далеко не все российские переработчики нефти, привело к разработке правительством РФ механизма компенсации для НПЗ в виде так называемого обратного акциза.
Именно этот механизм компенсации был предложен и Беларуси, которая так любит рассуждать про «равные условия». Правда, для получения компенсации от беларусской стороны требовалась сущая мелочь, а именно – провести унификацию налогообложения двух стран. Это и стало бы основанием для предоставления беларусским НПЗ таких же льгот, как и российским нефтепереработчикам.
Однако для президента Лукашенко сама перспектива пустить чужаков в святая святых Беларуси показалась покушением на государственный суверенитет Беларуси. Поэтому со стороны Лукашенко быстро нашёлся симметричный ответ: он отказался унифицировать налоговую систему в рамках построения «союзного государства» (окончательно похоронив этот проект русско-беларусской интеграции). Более того, в начале января нынешнего годы он утвердил «экологический налог» для российских компаний на транзит нефти по территории республики.
После этого переговоры по поставкам нефти на НПЗ Беларуси зашли в полный тупик, а Лукашенко приказал искать новых поставщиков нефти.
Конечно, у кого-то из читателей может возникнуть вопрос: почему все эти страсти вспыхнули прямо сейчас, а не в 2024 году, когда и произойдёт налоговый манёвр?
Всё просто: на осень 2020 года в Беларуси назначены президентские выборы, и именно ради предвыборного пиара Лукашенко и пошёл в потешный бой против страшного российского нефтяного «чудища», только и мечтающего обидеть маленькую, но гордую Беларусь.
Именно ради пиара поставка нефти из Норвегии подаётся в Минске как прорыв «блокады», хотя даже детям ясно, что 80 тонн дорогой норвежской нефти не смогут заменить 24 миллионов тонн российской (кстати, норвежская нефть дороже российской трубопроводной в 1,5–2,0 раза, и это не считая транспортных расходов на перевозку нефти в танкере и железнодорожных цистернах).
Так что, дорогие читатели, не будем поддаваться эмоциям и принимать любительскую театральную постановку в исполнении Лукашенко за подлинный конфликт. Да и доверять словам беларусского президента сто́ит с большой степенью осторожности.
Дело в том, что российские власти уже не в первый раз пытаются если не прекратить, то хотя бы минимизировать скрытое субсидирование белорусских НПЗ за счёт российского бюджета. Но каждый раз итог переговоров заканчивался неизменной сценой: Лукашенко громко хлопает дверью и требует найти новых поставщиков нефти вместо России. Напомним, что с начала 2010-х годов Беларусь демонстративно закупала нефть и в Азербайджане с Казахстаном, и в Венесуэле, и даже в Иране.
Правда, потом выяснилось, что все эти поставки венесуэльского «чёрного золота» были банальным прикрытием контрабанды российской нефти: «Минск платит по 30–60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на беларусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200–250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин… Поставки мазута из Казахстана в пять раз увеличили беларусский импорт из этой страны… Исходя из документации Беларусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а „нефтью сырой“. Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти».
Так что, когда Александр Лукашенко говорит о «равных условиях» он, мягко говоря, не просто лукавит.
* * *
Другие новости. Центр антикоррупционной политики (ЦАП) партии «Яблоко» присудил антипремию «Золотой ёршик – 2019» самым расточительным чиновникам.
«Золотой ёршик – 2019» присудили бывшему министру культуры Владимиру Мединскому за показ документального фильма «Своими миллионами я обязан их труду…» в Швейцарии, который обошёлся в 9,7 млн рублей.
Региональный «Золотой ёршик» достался мэру Москвы Сергею Собянину за закупку 941 км бордюров на 3 млрд рублей.
«Серебряный ёршик» присудили бывшему генеральному прокурору Юрию Чайке за закупку для ведомства гольф-каров «в целях обеспечения нужд Российской Федерации».
Также «Серебряный ёршик» получил губернатор Якутии Айсен Николаев за закупку обслуживания 19 элитных иномарок для поездок в Москве.
Бронзовые награды достались председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру за закупку автомобилей Mercedes на 100 млн рублей и губернатору Волгоградской области Андрею Бочарову за закупку военно-полевого шатра стоимостью 6,5 млн рублей. Теперь в нём проходят выездные банкеты.
* * *
В Чечне происходит нечто странное. Рамзан Кадыров подписал указ о назначении Муслима Хучиева временно исполняющим обязанности руководителя республики на время его нетрудоспособности. И вот пока Рамзан лечится, в населённых пунктах Чечни стал распространяться плакат с фотоколлажем, на котором глава республики изображён в облачении православного священнослужителя.
Почему Рамзана представили в образе батюшки – никому не неизвестно, однако за распространение этого коллажа уже задержано 25 человек. Причём среди задержанных были подростки школьного возраста – не только те, кто рассылал коллаж, но и его получатели. Всех задержанных доставили в изолятор временного содержания отдела МВД по Шалинскому району и оставили на ночь без оформления протоколов. Издание отмечает, что задержанных подвергали избиениям.
* * *
Новости спорта. Россиянки Алёна Косторная, Анна Щербакова и Александра Трусова заняли весь призовой пьедестал на чемпионате Европы по фигурному катанию в австрийском Граце. В общей сложности российские фигуристы выиграли 10 из 12 медалей чемпионата Европы: четыре золотых, три серебряных и три бронзовых.
В предыдущий раз россияне добивались подобного результата в 2006 году на ЧЕ в Лионе.