Каждый второй заёмщик имеет три и более кредитов. И всё меньше остаётся людей, способных стабильно платить по счетам. За первые три месяца 2024 года в России в пять раз увеличилось число внесудебных банкротств. Что совсем грустно, более чем в половине случаев за банкротством обратились пенсионеры. Нам говорят, что в долг живёт весь мир, и это нормально. Но, кажется, у России и тут особый путь: мы живём в долг как-то иначе – печальнее, что ли.
Вообще ситуация с закредитованностью довольно противоречивая. С одной стороны, общая задолженность не такая уж большая – 34 трлн рублей. Да в перерасчёте на каждого экономически активного россиянина получается 407 тыс. рублей, но учитывая, что 52% всех кредитов приходится на ипотеку, не так уж страшно. Кажется, что просто прилично зарабатывающие граждане взяли в банках по 5–10 миллионов, чтобы купить жильё; наверное, всё рассчитали, наверное, могут себе позволить. Мы знаем, что среди ипотечных кредитов меньше всего проблемных – жалкие 1–3%.
Страшно становится, когда осознаёшь, каково расслоение по закредитованности среди регионов. Больше всего должников в Тыве – в самой депрессивной, самом бедной республике России. Там на каждого взрослого жителя приходится почти 900 тыс. рублей долга. На втором месте расположился относительно сытый Ямало-Ненецкий автономный округ, где на каждого жителя в среднем приходится долг в 832 тыс. рублей, но на третьем и четвёртом месте вновь бедные Якутия и Магаданская область – там люди в среднем задолжали 743 и 648 тыс. рублей. В рейтинге регионов по качеству жизни республика и область находятся на 71-м и 51-м месте соответственно. В общем, на периферии люди берут займы точно не от хорошей жизни.