Дональд Трамп (вернее, от его имени документ подписал посланник мира США Залмай Халилзад) и лидер движения «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) мулла Абдул Гани Барадар заключили соглашение о поэтапном выводе войск.
Условия соглашения таковы: США в течение следующих 3–4 месяцев сократят свои силы с 13 000 солдат до 8 600, а оставшиеся войска США будут выведены через 14 месяцев. В свою очередь, талибы обязуются запретить террористам использовать афганскую землю для планирования нападений на Соединенные Штаты, как это было сделано «Аль-Каидой» (организация, запрещённая в РФ) 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Стоит отметить, что это уже не первая декларация американцев об окончании войны.
Сегодня уже мало кто помнит, но срок действия мандата ООН, выданного коалиции НАТО на войну в Афганистане, закончился ещё в 2014 году. Именно тогда американская армия и их союзники должны были покинуть страну, передав всю полноту власти в руки афганской администрации и подготовленных вооружённых сил.
Но всё изменил теракт в августе 2014 года, когда от рук террористов погиб американский генерал Гарольд Грин, прибывший инспектировать программу подготовки афганских спецслужб. В итоге силы НАТО остались в стране – правда, уже без мандата ООН, но кого тогда волновали такие детали?
Спустя три года американский президент Дональд Трамп вновь решил пересмотреть американскую стратегию и вернуть солдат домой, как он это и обещал своим избирателям. Но не прошло и года, как Трамп распорядился увеличить американский военный контингент на 3 000 солдат для помощи в штабе Международных сил содействия безопасности и сил США (USFOR).
И всё вернулось на круги своя. Силы НАТО остались в стране, пусть и в сокращённом виде, а американские военные продолжили грести деньги из бюджета Пентагона – причём даже не лопатой, но тяжёлыми армейскими бульдозерами.
В частности, как говорится в недавнем Докладе Специального генерального инспектора по Афганистану (SIGAR), с 2014 года на обучение афганских сил безопасности было потрачено более 70 млрд долларов, при том что большая часть афганских курсантов, направленных на стажировку в США, бесследно растворилась на просторах Америки.
Ещё один факт: два года назад в Пентагоне выделили более 64 млн долларов для экипировки Афганской национальной армии, при этом чуть ли не половина этих денег была потрачена впустую: для афганцев закупили модный зелёный европейский камуфляж, который совершенно не подходит для военных действий в пустыне.
Но дело здесь не только в «не той форме». Выяснилось, что, несмотря ни на какие американские суперпрограммы по подготовке «универсальных солдат», афганская армия категорически не способна подчиняться приказам и воевать. Более того, афганские командиры добились рекордных темпов потерь среди личного состава: в среднем исламисты с ржавыми автоматами отправляли в рай к гуриям по взводу обученных и подготовленных «коммандос» в день. Неудивительно, что воспрянувшие из пепла отряды Талибана стали давить афганскую армию из провинций страны. Так, сначала талибы захватили часть провинции Гильменд на юге страны, а затем – город Кундуз в северном Афганистане. Когда же американцы решились на нанесение авиационных ударов по Кундузу, то первые же американские бомбы обрушились на больницу организации «Врачи без границ», где в этот момент находилось около 200 человек. В итоге разгорелся скандал, стоивший нескольким генералам карьеры. Тогда-то общественности и стало известно, что Афганистан превратился в «чёрную дыру» для военного бюджета. А американские политики вновь заговорили, что из Афганистана пора уходить.
Впрочем, не стоит переоценивать миротворческие заявления Дональда Трампа. В повестке дня Белого дома стоит вопрос «коммерциализации войны». Автор этой концепции – финансист и миллиардер Стивен Файнберг, один из друзей Дональда Трампа, ставший крупнейшим спонсором его избирательной кампании. Сегодня же Файнберг стал неофициальным советником по вопросам реорганизации разведывательных спецслужб. И свою позицию по Афганистану Файнберг высказывал уже не раз: по его мнению, это абсолютно недопустимо, что США воюют с талибами, а все сливки от сотрудничества с Афганистаном достаются другим – в первую очередь Китаю и Индии, которые эшелонами вывозят из страны полезные ископаемые.
К примеру, китайские компании Metallurgical Corporation of China и Jiangxi Copper Corporation инвестировали 4,4 млрд долларов в разработку медного месторождения «Айнак» в провинции Логар. Китайская нефтяная компания CNPC получила право разработки трёх месторождений нефти. На очереди – добыча богатейших запасов редкоземельных металлов, которые используются при создании высокотехнологичной продукции. Причём право разработки месторождений редкоземельных металлов афганский президент Ашраф Гани – словно в насмешку над американцами – отдал Китаю в обмен на затраты правительств КНР на поддержку афганских сил безопасности и пограничной полиции.
Сейчас Файнберг непреклонен: Афганистан должен заплатить США за все усилия по освобождению страны не менее 1 трлн долларов – в виде минеральных ресурсов. Если же афганские аборигены вдруг заартачатся, американцы имеют полное право взять своё и без спроса: как раз для этого и будет необходимо вмешательство таких частных военных компаний, как Academi Эрика Принса, более известного как основателя ЧВК Blackwater.
Интересно, что среди активов Стивена Файнберга числится и компания DynCorp International. Это частный военный подрядчик Пентагона, предоставляющий услуги в сфере авиационных перевозок. Не так давно в составе воздушного флота DynCorp появились и боевые штурмовики, и беспилотные ударные дроны.
Видимо, вовсе не случайно основатель Blackwater в недавнем интервью американскому изданию SpecOps Magazine похвастал, что его частная армия возвращается в Афганистан вместо американских солдат, но теперь у наёмников появится свой воздушный флот для ударов по Талибану.
Так что никуда американцы из Афганистана не уйдут. Впрочем, для России это и к лучшему. Прежде всего по той причине, что талибы будут меньше внимания уделять постсоветским республикам.
* * *
Между тем все внимание мировой общественности обращено совсем в иную сторону: всех интересует, будет ли война между Турцией и Россией?
Что ж, если коротко – то нет. Потому что при всех эмоциях это невыгодно ни Турции, ни России. Между двумя странами серьёзные экономические связи и дорогостоящие долгосрочные проекты: газопровод «Турецкий поток», строительство атомной электростанции «Аккую» и т. д.
Именно поэтому турецкие военные уже исключили Россию из списка врагов – дескать, во всём виноваты сирийские военные.
В российском же Центре по примирению сторон демонстративно разводят руками:
– Мы же интересовались у вашего командования, нет ли в этом районе ваших частей. Вы заявили, что нет. Значит сирийская армия имела полное право, не стесняясь в средствах, уничтожать бандитские формирования, нагло нарушающие соглашение о прекращении огня. Вы говорите, там погибли ваши солдаты? В таком случае объясните, что они там делали и почему нелегально?