Опять доска и логарифмы

Все мы помним, кто у нас царица наук. Как писал Пифагор, «всё, что познаётся, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него». И сегодня мы это наблюдаем на каждом шагу, это влияет на выбор профессии успешными учениками. Технические специалисты востребованы на мировом рынке труда. На разных государственных сайтах все в унисон повторяют: «Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация высокопроизводительных рабочих мест». Понимая, кем и за какую зарплату будут работать гуманитарии, родители всеми силами пытаются запихать детей на физико-математический профиль обучения. А это не всегда получается и зачастую не обходится без психологических травм. Тревожность вокруг школьных уроков математики бьёт рекорды. «Крайне важно выявить факторы, которые снижают успеваемость школьников по математике», – отметил академик РАО Сергей Малых, под руководством которого проводится исследование. Попробуем и мы разобраться, в чём проблема и что делать

Фото: ThisisEngineering / Unsplash

Фото: ThisisEngineering / Unsplash

Каждый второй школьник 511 классов испытывает математическую тревожность, по исследованию Российской академии образования (РАО). Это эмоциональное напряжение, беспокойство или страх, которые мешают спокойно и успешно совершать действия с числами, решать задачки. Такого ученика, например, младшей школы спрашиваешь: 72 разделить на 9? А он волнуется и молчит, хотя таблицу умножения знает. Тревожится, что забудет, перепутает, ответит неправильно, все засмеются, кто-то отругает – список может быть длинным. Обычно это ещё не фобия, но уже ничего хорошего. Только у 47% учащихся проблем с математикой нет. У 24,5%, то есть у каждого четвёртого, она выражена ярко и требует особого внимания родителей и педагогов вплоть до психотерапии.

 Миф №1. Математический склад ума

Первое, что говорят о детях, не успевающих по математике, про их математические способности.  Сокрушаются: не каждый рождён Перельманом. Про Перельмана не поспоришь: гении в любой науке рождаются не в каждом столетии.  А вот так называемого математического склада ума не существует. Это миф. Об этом говорят многие учёные и педагоги. Стэнфордский профессор Джо Боулер даже написала книгу «Математическое мышление», где утверждает, что освоить математику, любить её и добиваться высоких результатов может каждый. Последние мировые исследования говорят, что мозг человека способен вырасти и измениться за короткий период времени. Таксисты Лондона за 24 года запоминают 25 тысяч улиц и 20 тысяч объектов, за это время их гиппокамп, отвечающий в мозге за пространственное мышление, значительно увеличивается. Известны случаи, когда правое полушарие структурно менялось и начинало брать на себя функции левого. Даже уже разработаны упражнения для тренировки разных участков головного мозга. Значит, для того чтобы стать профессором математики, достаточно желания и усилий, а так называемые способности разовьются. Весь вопрос – в мотивации учиться, узнавать, добиваться. Вот тут и есть главная проблема. Мотивация учить математику рубится многими способами. Например, принятая в российской системе образования практика после девятого класса выбирать профиль неправильна в корне. Нельзя в 16 лет перед человеком ставить вопрос: ты технарь или гуманитарий? Мало того что немногие в 16 лет знают свой профессиональный интерес, так ещё и русский язык в этой логике становится предметом гуманитариев. И это опасно. Уровень знания родного языка имеет далеко идущие последствия, упрощение мышления, потому что язык – это прежде всего сознание.

Миф № 2. Скучно, сложно, страшно

Во всём мире повсеместно можно читать и слышать: «я никогда не любил математику», «по математике я получал только плохие оценки». Часто добавляют, что математику нужно зубрить, иначе её выучить невозможно. Уже сама идея зубрёжки обрушивает всякое желание сесть и разобраться, что к чему в задаче. Это же совершенно не так. Ребёнок читает, слушает это и воспринимает как нечто обычное. Конечно, есть отличные математические кружки и зажигательные популяризаторы науки. Их мало. Зато на концертах чуть ли не каждой школы вы со сцены услышите стихи о прелести и значимости математики в таком духе: «Математика сложная наука, / Всю её нам надо изучать. / Мы её используем в любое время суток, / Чтобы в жизни всякие задачки нам решать». Или: «Опять доска… и логарифмы, / А за окном март истерит!!! Куда бы деть мне эти рифмы??? / Звонок, скорей уже звени!!!». «Ты скажешь, математика скучна? И очень сложно в ней нам разобраться? Но в жизни математика нужна, Поэтому ей нужно заниматься». Таких стихов «в помощь учителям» в сети сотни и тысячи, что говорит о востребованности, потому что для души не напишешь. Обратите внимание: придётся очень постараться, чтобы среди «стихов для школы» отыскать те, где проскользнёт мысль Аристотеля: «Мы с наслаждением познаем математику. Она восхищает нас, как цветок лотоса». А ведь это не просто слова. Это то, что повлияет на мотивацию детей.

Фото: Gayatri Malhotra / Unsplash
Фото: Gayatri Malhotra / Unsplash

Миф №3. Мальчики способнее к математике, чем девочки

В голословных рассуждениях многие скажут, что интеллектуальные способности мальчиков и девочек одинаковые. Но при этом удивятся, если мужчина не сможет починить электроприбор. Девушке посоветуют искать жениха в технических вузах, где парней много. Нет дыма без огня. На технических, математических факультетах мальчиков действительно больше. Но виной этому только стереотипы. По упомянутому исследованию РАО, математическая тревожность у девочек сейчас выше, чем у мальчиков: 27% против 22%. Учёные поясняют, что повышенная математическая тревожность может приводить к избегающему поведению, когда даже способные учащиеся стараются избежать дисциплин и профессий, связанных с математикой. Это может стать одной из причин, по которой абитуриенты не выберут высокотехнологичные профессии, ограничивая свои карьерные перспективы. Говоря проще, стереотипы и заниженная самооценка влияют на то, что девочки чаще выбирают гуманитарные направления. Есть ещё одно интересное исследование по теме. Психолог Чикагского университета Сайен Бейлок доказала, что существует зависимость между успеваемостью детей в математике в старших классах и тем, насколько математику любила их учительница в начальной школе. Причём на девочек это действовало значительно сильнее. Если «учительница первая моя» математику ненавидела, большинство девочек будут плохо успевать по математике в старших классах. Возможно, предполагает Бейлок, так происходит потому, что девочки намного чаще отождествляли себя с учительницей.

Миф №4. Важно хвалить за труд, а не за способности

Наверное, этот миф вырос из советского тезиса «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Из него все делали вывод: неважно, умен ты или глуп, талантлив или так себе, – просто трудись. В одном американском эксперименте 400 ученикам пятого класса дали тест по математике. Половину ребят похвалили за интеллект примерно такими словами: «Ты такой умный!». Вторую половину тоже похвалили, но за усилия: «Ты работал очень усердно!». Затем всем дали второй тест и предложили самостоятельно выбрать уровень сложности. 90% тех, кого хвалили за интеллект, выбрали сложный вариант, большинство «усердных» – полегче. Получается, если мы хвалим ребёнка за то, что он старался, а не за то, какой он способный, то плохо влияем на самооценку. И опять пострадает мотивация. 

Фото: Antony Hyson S / Unsplash
Фото: Antony Hyson S / Unsplash

Миф №5. Лень

Сплошь и рядом родители жалуются на детей, что те умны, способны, но ленивы. И потому не успевают по математике так, как хотелось бы. А что такое лень? В основе почти любой лени лежит страх и неуверенность в своих силах. На отношение к предмету влияет и многое другое. «Лени в психологии не существует, – говорит клинический психолог и нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова. – Если ребёнок идёт на математику через силу – надо разбираться, почему. Может быть, ему не подходит уровень занятий. Может, не подходит педагог или он не поладил с детьми. Или физически устал, потому что математика у него сразу после карате, робототехники и флейты».

В общем, для того чтобы мечты наших учёных, политиков и родителей сошлись в одной точке, чтобы дети массово полюбили математику и стали в ней успевать, нужна психотерапия всему обществу и изменения в системе образования. И первое, с чего начать, – с учительской, родительской и детской мотивации видеть в каждом изучаемом предмете красоту и интерес. И тогда мы услышим от детей идеи, подобные мыслям философа Роджера Бэкона: «В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность».

Читайте также