– В Туркмении есть законы, прямо или косвенно запрещающие христианскую миссию и ввоз Библии, или это просто негласное требование властей? Можно ли Библию купить в магазине? Хранить дома? Читать в публичном месте?
– Миссионерская деятельность рассматривается почти как диверсионная и поэтому запрещена. В законе нет прямого запрета, но писаные законы не работают, действует негласный указ. По этой причине депортировали всех иностранных миссионеров. Ввоз запрещён, привезённое Священное писание конфискуют в любых количествах, христианскую литературу так же.
Библию не купишь в магазине – нет таких магазинов. Хранить дома можно, но если найдут, будут проблемы – как минимум штраф. Если что-то заставило вас открыть Евангелие прямо на улице, то у вас есть максимум 5 минут – потом нужно уносить ноги или тебя самого унесут.
– Как люди собираются для изучения Библии? Как проповедуют о Христе неверующим? Много ли гонимых и притесняемых за веру?
– Люди собираются так же, как в первые века христианства, и читают Писание. Если есть возможность – в храме, чаще по домам. Неверующим проповедуют из уст в уста, из дома в дом, семья семье. Используются любые возможности, чтобы донести Евангелие людям.
Люди собираются для изучения Библии как на опасное приключение, потому что никогда точно не знаешь, чем это закончится и когда. Если арестуют, то очень долго держат в полиции, изматывают по-разному: запугивают, выписывают штрафы, увольняют с работы. Если верующий скрывает от родных, что он христианин, то у него ещё больше головной боли. Когда муж-мусульманин узнаёт, что жена стала христианкой и куда-то тайно ходит, то как минимум ей обеспечена «пресс-конференция» со всеми многочисленными родственниками, потому что это расценивается как позор для всей семьи.
Все, кто живут благочестиво и проповедуют Евангелие, притесняемы и гонимы!
– Какими путями Библия попадает в Туркмению? На каких языках распространяется?
– Ситуация схожа с советским временем, потому отвечать придётся кратко, чтобы не подсказывать властям всех путей: следят за нами непрестанно.
Библия попадает в страну в основном «караванными путями» из других государств подпольно. Мы распространяем Священное писание на двух языках – в туркменском и русском переводах.
– Люди каких национальностей исповедуют христианство в Туркмении? Много ли перешедших из ислама?
– Среди верующих люди разных национальностей, но в основном, конечно же, туркмены. Туркмен больше… Почти все туркмены, уверовавшие во Христа, – это обращённые из ислама.
– Что ждёт людей, распространяющих Библию и проповедующих Христа?
– Не убивают – и слава Богу! Штрафы, увольнения с работы – органы перекрывают кислород всевозможными способами. Недавно арестовали группу верующих. Хотя при обыске ничего не нашли, всех оштрафовали. Кто дрогнул – заставили написать расписки об отречении от веры.
Верующих из деревень подвергают всенародному позору. Представители власти вызывают односельчан на общее собрание, куда приходят все соседи, родственники, и в таком «синедрионе» их оскорбляют, проклинают, позорят, призывают народ, чтоб не общались с ними, не приглашали их на свадьбы и сами к ним на свадьбу и на поминки не приходили. Вы представляете, что это значит для туркмена! Это как ампутация. Мы всегда благодарим Бога за мудрых и зрелых духовных наставников в вере, которым приходится почти что воскрешать таких братьев и сестёр, но, к сожалению, не получается сохранить всех. Были случаи, когда власти загоняли людей в мечеть и там насильно заставляли отречься от Христа. Именно так сломали одного брата, который нёс пасторское служение в одной туркменской деревне.
Но мы видим, что такое случается только в одном случае – когда сам верующий даёт повод. Если человек испугался и впустил страх внутрь, то его сожрут или сломают, а если он смело стоит в вере и не боится, то, может, ему и достанется хорошенько, но ему не никто не сможет причинить вреда. Это опыт, и этому нас учит Библия, чтобы мы «не давали повод ищущим повода».
– А какое отношение властей к Русской православной церкви? Есть православные миссионеры? Помогают ли христиане разных церквей и конфессий друг другу в том числе в распространении Священного писания? Православные вам помогают, общаются с вами?
– РПЦ на привилегированном положении. У них есть лавки при храмах, где иногда можно даже и Библию купить. Им тоже ставят разные препоны, но им легче решать с властью такие вопросы. Православного миссионера я никогда не встречал. Хотелось бы, чтобы они были. Православные не помогают и не общаются с нами, а среди братства евангельских церквей есть и общение, и помощь в распространении Евангелия.
– Вы ощущаете жажду слова Божьего в народе? Люди просят Библию? Много ли людей в протестантских церквах, в православных храмах?
– Народ имеет большую жажду по слову Божьему, несмотря на то что их запугали и напичкали ложью относительно Библии, христианства и Церкви. Я не могу назвать каких-то цифр, касающихся количества верующих, но в протестантских общинах людей, конечно, больше, несмотря на гонения.
– Какими вы видите перспективы распространения Писания и веры у вас? Какой ожидаете помощи от христиан других стран и церквей?
– Самая действенная помощь для нас – это молитва за пробуждение в стране, за свободу для распространения Евангелия. И, конечно, мы благодарны за любую помощь, которая содействует росту Церкви и распространению Царства Божьего.