Дело в том, что в отличие от многих простых людей, которые часто и для себя-то не могут сформулировать, что такое счастье, Организация Объединенных Наций, инициатор этого дня, имеет точное определение: счастье – это конкретное состояние человечества, для достижения которого необходимы три главных условия: искоренение нищеты, сокращение неравенства и защита нашей планеты.
Идея о том, что качество жизни нужно измерять не по ВВП (валовому внутреннему продукту), а по ВНС, то есть «валовому национальному счастью», пришла из крошечного королевства Бутан или, как они сами себя называют, Друк-Юл, что означает «Страна Дракона». Это, затерявшееся в Гималаях между Китаем и Индией государство площадью меньше, чем Московская область, пятая часть которого ещё и покрыта ледниками и вечными снегами, имеет очень древнюю и очень непростую историю, полную кровопролитных захватнических и гражданских войн. Это и сейчас одна из самых небогатых стран мира. Зато в Бутане есть то, чего нет нигде, – Министерство счастья.
Основал его Четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук. Он вступил на трон в 1972 году и провозгласил: «Счастье народа важнее процентов валового внутреннего продукта». Первые строки Конституции Бутана звучат так: «Торжественно обещаем укреплять суверенность Бутана, защищать благодатную свободу, обеспечивать справедливость и спокойствие, укреплять единство, а также приумножать СЧАСТЬЕ и благополучие народа во все времена».
Интересно, что Организация Объединенных Наций положила в основу Международного дня счастья внутреннюю философию не только одной из самых маленьких и экономически неразвитых, но и самых закрытых стран мира. С 1627 года, когда в Королевство прибыли два португальских священника-миссионера, и до конца XX века Бутан посетили всего 13 европейцев. Зато сейчас туризм (более чем скромный, надо признать) и продажа почтовых марок являются одними из немногочисленных статей дохода страны: промышленности здесь нет, на живых существ, включая рыбу, бутанцы, будучи буддистами, не охотятся, а для земледелия у них очень мало плодородных почв и немного ископаемых.
В таких, мягко говоря, непростых условиях бутанцы придумали, реализовывать своё «валовое национальное счастье» через, будете смеяться, «пятилетки» – медленное постепенное планирование развития, при котором не разрушаются традиционные ценности: семья, культура и – главное – природа.
«Каждый бутанец является доверительным собственником природных ресурсов и окружающей среды в Королевстве Бутан во благо настоящих и будущих поколений. Основной обязанностью каждого гражданина является содействие защите естественной окружающей среды, сохранению богатого биологического разнообразия Бутана, а также предотвращению всех форм экологической деградации, включая шумы, визуальные и физические загрязнения окружающей среды, путем проведения и поддержки экологически благоприятных мер и программных мероприятий» …
Каждый год ко Дню счастья готовится рейтинг самых счастливых стран. Не потому, как сами жители себя ощущают, а по таким объективным показателям, как ожидаемая продолжительность жизни, социальная поддержка, коррупция и т. п. В последние годы его возглавляет Финляндия, далее Дания, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Швеция… То есть страны, максимально далекие от Бутана по географии, культуре и экономике, но, как оказалось, близкие по отношению к потребительству (одной из главных добродетелей бутанцев является скромность, как и у северных европейцев) и экологии.
Иногда День счастья имеет какую-то определённую тему. Например, в 2016 году это было «изменение климата». Если бы выбирали тему года месяц назад, это определённо была бы экология. Но! Вот случился вирус, и все забыли про глобальное потепление, а шведская девочка Грета теперь не ходит в школу не из протеста, а из-за карантина.
И ещё месяц-полтора назад, пока мир не захватила пандемия коронавируса, можно было бы смело сказать: будь, как бутанец, и будет тебе счастье. Но жизнь, как всегда, оказалась сложнее: пожелать такое сегодня жителю любой страны, который ежесекундно боится за здоровье, благополучие и свободу себя и близких, достаточно нелепо. Но главные ценности бутанцев – семья, природа, культура – актуальны во все времена, и особенно в тяжёлые. И абсолютно для всех.