Одиноки ли мы во Вселенной? Этот вопрос на протяжении десятков лет волнует человечество. С завидной регулярностью в СМИ появляются новости о том, что учёные обнаружили потенциально обитаемую планету. Но чаще всего за громким заголовком скрывается очередная пустышка.
– Я в научной журналистике уже больше 15 лет, и не сосчитать, сколько раз видела материалы с заголовками «Обнаружена внеземная жизнь». Из интереса заглядываешь внутрь, но быстро становится понятно, что не внеземная или не жизнь вовсе. Так, свидетельства, которые можно ещё и по-разному трактовать. Например, были найдены молекулы, которые могут указывать на наличие жизни на той или иной экзопланете. А могут и не указывать, – говорит популяризатор науки Юлия Рудый. – Уверена, если бы учёные – исследователи космоса – нашли другую разумную цивилизацию, то об этом мы бы узнали как минимум из трансляции с международной пресс-конференции. Она привлекла бы внимание миллионов людей. А объявление сделал бы президент какой-то крупной страны. Слишком уж важный это вопрос для науки.
Вопрос действительно настолько важный, что существуют специальные научные программы, направленные на исследование Вселенной, а их финансирование осуществляется в том числе и за счёт различных грантов.
В поисках другой жизни
Особое внимание астрономов всего мира сегодня приковано к экзопланетам – планетам, находящимся вне Солнечной системы. Несмотря на то что Солнечная система не изучена до конца, шансов обнаружить внутри неё ещё одну Землю не так уж много. Другое дело – экзопланеты: именно на них возлагают свои надежды учёные в поисках жизни.
– В нашей Солнечной системе изучено ещё не всё. В частности, ближайшие к Земле планеты – Марс, Венера – не могу сказать, что они на 100% закрыты, но уже на 90% надежды меньше, что там что-то есть. Есть ещё, например, спутники Юпитера, Сатурна. Насколько они содержат какую-то биологию или не содержат – это ещё вопрос. Понятно, что на звезде вряд ли может быть какая-то жизнь. И есть не открытые ещё планеты на периферии нашей Солнечной системы, но это даже не планеты, а транснептуновые объекты. Почему на них уже менее вероятно обнаружить жизнь? Потому что им достаётся мало тепла от Солнца, а какие-то внутренние геотермальные источники под вопросом, то есть там, скорее всего, холодно. И дальше идут экзопланеты. Они у других звёзд, – говорит заведующий лабораторией планетной астрономии Института космических исследований РАН, доктор технических наук Александр Тавров. – За последние 30 лет с момента открытия первой экзопланеты количество исследований по данной теме значительно выросло, и, соответственно, накоплены большой опыт и знания. Изучение экзопланет идёт на стыке разных и самых передовых направлений и технологий. Если существует жизнь на других планетах, то, скорее всего, она существует именно там.
На сегодняшний день открыто более 5 тысяч экзопланет, и эта цифра продолжает расти. Недавно в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society появилась информация о том, что международная группа астрономов обнаружила землеподобную планету с умеренным климатом Gliese 12b. И, по мнению, Александра Таврова, это действительно знаковое событие, потому что планеты с такими параметрами открывают нечасто.
– Gliese 12b по своим характеристикам похожа на вторую Землю, но есть определённые особенности. Она от нас находится не очень далеко, по меркам ближайших звезд, на 12,7 парсека – это примерно 41,4 световых года у звезды красного карлика. Наше Солнце – это спектральный класс, то есть он светит – жёлтый карлик. А это красный карлик, спектральный класс у него М3.5. Вообще экзопланеты у красных карликов не очень хорошо пригодны для возможной жизни, потому что красные карлики имеют большую вспышечную активность. Если Солнце более-менее спокойное, то другие звёзды не такие. Но этот карлик – достаточно спокойный среди звёзд М-класса. Его возраст примерно 7 миллиардов лет. Gliese 12b находится в гравитационном захвате красного карлика – она обращена к звезде только одной стороной, и на этой стороне горячо, а на обратной – холодно. И в зоне полутени возможна комфортная температура. В ближайшее время учёные будут изучать эту планету на наличие атмосферы. Мы различаем два главных типа атмосферы: водородно-гелиевая, или первичная, как на Юпитере, Сатурне, и есть атмосфера, как на Земле и Венере – вторичная, выделившаяся из недр благодаря тектонике. И сначала нужно смотреть, существует ли там какая-либо атмосфера. Потом – насколько она плотная. И только после этого пытаться увидеть наличие каких-либо биомаркеров. Потому что, например, метан в атмосфере юпитероподобных планет – никакой не биомаркер. Он имеет так называемое абиогенное, то есть небиологическое возникновение. Но если атмосфера вторичная и там есть метан, то это замечательный биомаркер. В первую очередь нужно определить тип атмосферы – первичная, вторичная, насколько плотная. Это ещё предстоит сделать. В общем, Gliese 12b – хороший кандидат. И, скорее всего, кандидат номер один.
Научная фантастика
– Если допустить, что мы всё-таки обнаружим планету, пригодную для жизни. Что нам это даст? Ведь мы не сможем преодолеть расстояние, на котором она находится от Земли. Может быть, поиски внеземной жизни – пустая трата времени?
– Действительно, межзвёздные перелёты пока являются научной фантастикой, к другой звезде ещё ни один космический аппарат не летал. С другой стороны, когда-то радио не было известно или гравитационные волны не могли померить, поскольку их проявление во много раз меньше шума. Но сейчас это и многое другое стало возможным. Если человечество объединится вокруг какой-то идеи, то, возможно, найдёт решение. Я верю в человеческий разум. Если на другой планете обнаружат что-то интересное, то, думаю, это спровоцирует развитие межзвёздных перелётов. Это будет отличная задача для всех учёных, исследователей и изобретателей, – говорит Тавров. – Вопрос – сможем ли мы увидеть жизнь на других планетах или её отсутствие – на самом деле очень важный. И относится к разряду не только научному, но и философскому, общечеловеческому. Есть разные мнения и даже гипотезы о том, что, раз существует много миров, то должна существовать в них жизнь – микробная, биологическая или более высшая разумная. Но одно дело – гипотезы, а другое дело – наблюдения, – комментирует учёный. – Планеты на самом деле более разнообразны, чем звёзды. Несмотря на то что есть много спектральных классов звёзд, тем не менее понятно, что количество вещества определяет тип звезды, насколько сильно идёт термоядерная реакция и так далее. А планеты разнообразны, на них намного больше разных условий. И если бы мы увидели признаки внеземной жизни, то это была бы сенсация. К сожалению, пока мы этого не наблюдаем. Поиски продолжаются, но если мы ничего не обнаружим, то это хороший сигнал о том, что Земля уникальна и надо её беречь всеми силами.
Фундаментальный вопрос
– Наличие внеземных цивилизаций волнует не только учёных. Православная церковь рассматривает этот вопрос с христианской точки зрения: если жизнь на других планетах есть, то было ли там грехопадение или их мир первородный, ещё не познавший добра и зла?
– Мне очень понятно, почему люди ищут жизнь на других планетах: потому что мы не хотим быть одиноки. И с точки зрения церкви это совершенно нормально – видеть антропоморфизм в других планетах, в других существах. Думаю, именно христианство породило любовь не только к человеку, но и к другим существам, – говорит клирик фрязинского храма Державной иконы Божьей Матери, иерей Владимир Тарасюк. – И в связи с этим сразу возникает и другой вопрос – вопрос возможности грехопадения на этих планетах. То есть если там есть какие-то живые существа, то их сотворил Господь Бог так же, как и у нас на планете. Однако произошло ли у них грехопадение? И это уже богословский вопрос. Если грехопадение не произошло, тогда им не нужен Искупитель, не нужен Иисус Христос. И, соответственно, у них совершенно иное понятие добра и зла, и это первозданные создания, которые по-другому познают Бога и всё окружающее. Если мы познаём путём проб и ошибок, тогда новое познание радикально иного качества. По этому поводу есть рассуждения у святых отцов, и они не о жизни на других планетах, а на тему: что бы было, если бы не было грехопадения. Потому что грехопадение – наш фундаментальный вопрос. Адам и Ева согрешили, вкусив запретный плод, то есть нарушив заповедь Божью о невкушении этого плода. Тогда земля была проклята и человек облечён в кожаные ризы. И началась история человечества, которую мы знаем. Если бы не было грехопадения, тогда познание добра и зла было бы качественно другим. Вопрос существования жизни на других планетах тесно связан с существованием добра и зла. Есть ли на тех планетах зло? И что такое зло в их понимании? Если у них нет этой проблемы, тогда это первозданный мир, который ещё столкнётся с проблемами. Потому что дьявол не дремлет. Если есть такая совершенная святость, совершенная свобода воли, если они – творение Божье, тогда в них заинтересован дьявол, чтобы эти творения извратить, развратить. И если там есть зло, тогда им нужен Иисус Христос, нужен Искупитель, Мессия, потому что Господь стремится к тому, чтобы зло было побеждено свободой воли. А мы всё же думаем, что Христос единожды воплотился, чтобы исправить наше повреждённое естество, нашу повреждённую природу. Этим воплощением и вочеловечением Христа произошло наше спасение. То есть теперь у нас есть дверь ко спасению, которую мы откроем и через которую войдём в жизнь вечную. В связи с этим думаю, что жизнь на других планетах может существовать, но это не осмысленные формы.
И тут надо проговорить ещё кое-что. Мы знаем, что наша планета не бесконечна, у неё есть свой ресурс. Если мы откроем Откровение Иоанна Богослова (это последняя книга Священного Евангелия), то увидим, что апостол говорит о некоей награде. О том, что «И будет новое небо и новая земля». Это можно понимать так, что наша Земля преобразится. Но как все люди, которые жили на Земле, поместятся на ней после воскрешения? Тогда, может быть, речь идёт о какой-то другой планете? Потому что мы все обязательно должны воскреснуть. Святые отцы говорят о том, что не знают, как это будет, но все точно воскреснут.