Остальные новости связаны исключительно с пандемией, забылось даже, что 26 марта исполнилось 20 лет первого избрания Владимира Путина президентом РФ.
В связи с коронавирусом прозвучали имена поп-звезд Льва Лещенко, Игоря Николаева, политика Людмилы Нарусовой, принца Чарльза. Писатель Борис Акунин сообщил, что «валяется с модной болезнью», и что «страх перед коронавирусом гораздо страшнее самого коронавируса».
На 27 марта вирус официально обнаружен у 532 806 человека в 198 странах, он уже унес 24 073 жизни. В РФ 840 заболевших, двое умерших, 38 выздоровевших.
Президент РФ Владимир Путин объявил во всей стране каникулы и оплаченный отпуск до 5 апреля, кто за все будет платить, не очень понятно, согласно опросу, уже каждая пятая компания собирается снижать зарплаты сотрудникам. Ясно лишь, что это только начало, вчера на встрече с предпринимателями Путин уже предположил завершить борьбу с пандемией за 3 месяца. В мире из-за коронавируса в изоляции оказались почти 3 миллиарда человек, при этом свыше полутора миллиардов попали в жесткий карантин.
Тем временем гендиректор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус считает, что карантин не эффективен в борьбе с коронавирусом – важнее активные действия: обучение медперсонала, точное выявление всех инфицированных, увеличение больничных мест. В разных странах для инфицированных уже разворачивают военно-полевые госпитали.
На первом в истории виртуальном – прошедшем 26 марта по видеосвязи в течение 2 часов – саммите «Большой двадцатки» (G20) главами государств было выделено более 5 трлн долларов США «в рамках целенаправленной налогово-бюджетной политики, экономических мер и механизмов гарантий в целях нейтрализации социальных, экономических и финансовых последствий пандемии». Это лишь одна из предложенных лидерами крупнейших мировых экономик мер, но здесь даже принципиальнее моральный эффект встречи – объединение вокруг общей беды. Как сказал Симон Мацкеплишвили, член-корр РАН, замдиректора по научной работе клиники МГУ: «Этот крохотный вирус объединил весь мир».
В столице Казахстана Нур-Султане горожане оставляют на набережной пакеты с продуктами и антисептиками для бездомных с надписями «Держись, друг» на русском и казахском языках. Ритейлер «Магнит» обещает принимать на работу сотрудников закрывающихся сетей ресторанов быстрого обслуживания. «Яндекс» собирается организовать проект помощи медицинским и социальным службам и осуществлять перевозку врачей, доставку продуктов, лекарств и тестов на коронавирус. На оплату поездок водителей по таким заказам «Яндекс» выделит 250 млн рублей. Mail.ru Group намерена выделить 1 млрд рублей на помощь бизнесу во время пандемии.
Мир погружается в новые страхи. В Китае скончался мужчина, зараженный новым хантавирусом... Мы уже потеряли более 24 тысяч людей по всему миру и хорошо понимаем, что не все вернутся с вынужденных каникул – стоит оглянуться и посмотреть вокруг себя и поддержать друг друга хотя бы улыбкой и добрым словом. Мир уже не будет прежним. Это касается многих видов деятельности. Медицины – ей придется многое перестроить, чтобы быть готовой к вспышкам новых массовых заболеваний. Религиозным конфессиям нужно постараться различить подлинное, символическое и фантастическое в своих вероучениях и обрядах. Сфере образования нужно будет лучше узнать границы виртуального и реального, где нужен учитель ученику и ученик учителю, что не сделаешь в электронном виде. Культура и многие виды искусств, предполагающие массовое собрание людей в «оффлайн», должны будут, например, взвесить все за и против целесообразности содержания больших концертных и выставочных залов и дворцов. Разбушевавшийся по всему миру ненасытный массовый туризм, все коммерционализирующий, более разрушающий национальные культуры, чем открывающий их, все перемешивающий, вынужден будет сократиться ради предосторожности.
Каким будет мир после пандемии, решается сейчас, не только и не столько в политической и экономической сфере, хотя несомненно и там тоже. В закрытых тесных домах, где большинство людей будут раскисать, прикованные к девайсам, все более отворачиваясь друг от друга, будет появляться и антивирус против виртуальности и отчужденности. В этом замкнутом пространстве к кому-то вернется еще тоска по своей земле, по своим согражданам, своему народу. Но там же в домах людям предстоит встретиться лицом к лицу и со старыми демонами наживы за счет слабого, разделения с родными, равнодушия, пира во время чумы, агрессивного обывательства и вражды.
Новую сыворотку выработают в своей крови немногие, но она должна стать закваской в мире после пандемийном.