12 июня 2024 года в Кремле президент анонсировал начало клинических испытаний российских вакцин от рака. Испытания отечественной вакцины от рака действительно уже ведутся в крупных российских институтах. Однако слово вакцина может сбить с толку. Ведь у препаратов, о которых идёт речь, не профилактическое назначение, а терапевтическое. То есть они нацелены на лечение опухоли.
На поверхности опухолевых клеток находятся особые белки, которые отличают их от здоровых клеток. Опухолевые вакцины используют эти различия, «показывая» их иммунной системе и, таким образом, заставляя её атаковать клетки с этими особенными белками на поверхности. И это действительно очень похоже на профилактические вакцины от инфекционных заболеваний. Они также показывают иммунной системе так называемый антиген (это могут быть ослабленные виды вируса, белки оболочек вирусов или бактерий, их ДНК или РНК). Специальные клетки их захватывают и показывают клеткам иммунной системы, лимфоцитам. Они в свою очередь при встрече с антигеном сразу узнают его и уничтожают. Поэтому, когда в кровь поступает уже настоящий вирус или бактерия, а не из вакцины, иммунная система уже научена, быстро активизируется и даёт намного больше шансов человеку справиться с болезнью. Эффективность многих профилактических против инфекций вакцин более 80%, а при ревакцинациях эффективность увеличивается и может быть даже более 90%. 100% гарантии, конечно, не даёт ни одна вакцина. Но если заболевание тяжёлое с большими рисками для жизни (а вакцины делают только от таких болезней), то такое серьёзное снижение рисков очень важно, особенно если в популяции складывается коллективный иммунитет, препятствующий распространению инфекционного заболевания. Именно так была побеждена оспа, а дикий полиомиелит и краснуха стали большой редкостью. Сегодня лишь две страны (Афганистан и Пакистан) в мире остаются эндемичными по полиомиелиту. А в 2018 году было зарегистрировано всего 5 случаев краснухи в нашей стране.
На самом деле в мире уже есть зарегистрированная, прошедшая все необходимые исследования и применяемая на практике терапевтическая вакцина от рака. Она предназначена для лечения рака предстательной железы. Создание такой вакцины – это сложный процесс. Из крови пациента берут иммунные клетки, этим клеткам «показывают» конкретный белок, который есть на раковых клетках предстательной железы. А затем пациенту вводят полученную терапевтическую вакцину. Таким образом иммунная система учится распознавать раковые клетки предстательной железы конкретного человека и уничтожать их. Естественно, эффективность не достигает 100%, но даёт шанс больным с резистентными формами болезни, то есть плохо поддающимися стандартному лечению. Стоимость курса лечения может быть в районе 140 тысяч долларов США. И оно доступно далеко не во всех странах.
Поэтому, конечно, понятно, почему такие разработки очень важны. И многие страны хотели бы иметь такую терапевтическую вакцину и желательно не от одного вида рака. Ведутся разработки на основе цельных опухолевых клеток, опухолевой ДНК или РНК, а также пептидных вакцин. Некоторые из них находятся на стадии клинических испытаний. Но процессы эти долгие, к испытанию на людях переходят далеко не сразу. Да и потом требуется длительный период наблюдения и сбора статистических данных по эффективности и безопасности. Все эти стадии мы с вами наблюдали при создании вакцин от коронавируса. Но в данном случае это может занять более долгий период времени.
Однако правды ради надо сказать, что и некоторые уже существующие профилактические вакцины от инфекционных заболеваний могут снижать риски заболеть раком. К ним относится прививка от вируса папилломы человека, которая защищает мужчин и женщин, снижая риски рака урогенитальной области и ротоглотки. Вакцина против гепатита В может помочь предупредить рак печени. А такую привычную нам вакцину от туберкулёза (БЦЖ) используют при лечении рака мочевого пузыря.
Также стоит вспомнить, что рак – это только один из видов опухолей, происходящих из эпителиальных клеток. Видов онкологических заболеваний гораздо больше. Это и заболевания крови, и заболевания, в основе которых может быть костная, железистая, соединительная ткань. И в каждом виде опухолей ещё будет несколько подвидов. Поэтому получить лекарства от всех видов онкологических заболеваний маловероятно в обозримом будущем. И честно говоря, больше похоже на утопию. Исцеление от всех болезней возможно, но не в этом веке, а в будущем, за пределами истории. И связано это лекарство не с научным прогрессом, а с верой и обещанием совсем другого рода. С Пасхой Крестной и Воскресной, которую мы совсем недавно праздновали, и следующей за ней надеждой, воплощённой в рождении Церкви на Пятидесятницу.