Соцсети Фрязино 24.06.2024
15.14. «Крупный пожар на бывшей территории НИИ “Платан”. Из главного здания валит густой дым».
«Около 15 часов из окна нашей квартиры я увидел чёрный дым, – говорил мне по телефону 16-летний сын из Фрязино. – Я сел на велосипед и поехал к месту пожара».
Девятиэтажный дом на окраине Фрязино называют «Книжкой» за характерную форму открытой книги. Оно когда-то принадлежало НИИ «Платан», занимающемуся электронным оборудованием. У здания на 22 тыс. кв. метров «лихая» история. В 2012 году его купил известный художник по литью, реставратор Виктор Белоусов, который в том числе делал элементы люстр для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца. После его смерти были громкие тяжбы за наследство, и здание вкупе с долгами перешло к вдове. Капитальным ремонтом здания никто не занимался, помещения сдавались в аренду мелкому бизнесу. Здесь располагалось множество небольших производств, например, выпускающих светодиодные фонарики, несколько мебельных компаний и складов.
Поначалу никто не верил, что происходит нечто чудовищное. Можно сказать, пожар для Фрязино – дело обычное. Здесь регулярно горит заброшенная военная часть. В 2022 году на площади 7 тысяч квадратных метров горела мебельная фабрика, погибли люди. Казалось, в этот раз всё будет иначе.
15.22. «Люди в окне. Где пожарные, блин?»
«Я подъехал к проходной где-то к 15.25, – продолжал сын. – Никого не было даже на проходной. Из окон 5, 6-го и 7-го этажей было видно пламя. Три человека, из них двое мужчин, находились в проёме разбитого окна с намотанными на головы футболками. Люди вокруг говорили, что видели четверых. Я слышал, кто-то рассказывал, что он дальнобойщик и только утром сюда привёз груз. Приехала милиция, выбежал охранник, сказал, что в здании могут взорваться баллоны, будут разлетаться стёкла. Нас разогнали, здание оцепили».
15.45.Один человек спасён из пожара в НИИ во Фрязино
«Пожар в “Книжке”», – понеслись сообщения в городских чатах. «Очень надеюсь, никто не пострадал». «Просто кошмар, люди кричат о спасении!». «Я в больнице лежу сейчас, – ответила мне на звонок Айгуль. – Говорят, в какие-то другие отделения привозят пострадавших. Информация прошла, что Воробьёв может приехать, нас просили в палатах убраться».
«В 14.30 позвонили друзья в панике: ты где, – написала мне владелица рекламно-полиграфичесого предприятия, находящегося по злосчастному адресу. Незадолго до начала трагедии она вышла из здания на обед. – Я была в Щёлково в “Глобусе”, всё бросила, рванула. Но уже въезд загородили пожарные машины. И моя машина осталась на территории. Охранник Багомед (фамилию не знаю) вывел всех, кого нашёл в здании. Системы оповещения там нет, как и пожарных выходов. Багомед бегал по этажам. Говорил, что-то горит, выходите. Некоторые упирались – типа у них ничего не горит. Когда он поднялся на 7-й этаж – был только дым, пока добрался до первого – уже свет отрубился и всё горело. Багомед бегал и заставлял машины убрать. Сам чудом жив остался, выходил весь в копоти. Он вывел человек 50. Приехало много пожарных машин, но никто ничего не делал. Тяжело смотреть, как горит дело, которым ты жила 15 лет: оборудование дорогое, материалы. Но это ерунда по сравнению с гибелью знакомых. Страшно слышать крики из окна 7-го этажа и видеть людей, которые кричат: “Помогите!”».
17.07. Пожарные
В какой-то момент появилась надежда, потому что из Королёва, что в 20 км от Фрязино, наконец приехала машина с высокой лестницей. Но та тоже оказалась короткой. В 16.45 взорвался баллон с кислородом для сварки, и стало понятно, что надежды на спасение больше нет. Два часа люди тщетно ждали помощи. Двое без единого шанса на спасение прыгнули из окна. Погибло восемь человек на глазах всего города, застывшего в шоке и бессилии. К зданию приехали пожарные, 16 бригад скорой помощи из других городов (своей станции скорой помощи в городе больше нет), прилетали два вертолёта Ка-32. Сообщалось о спасении одного человека из здания. «На месте пожара работают 130 человек и 50 единиц техники», – писало МЧС РФ. «Пожару присвоен третий ранг сложности», – писали в телеграм-канале губернатора. Каждая секунда длилась, как вечность, душило бессилие, никто не мог поверить, что можно вот так быть рядом с терпящими бедствие и не смочь помочь. Площадь пожара увеличилась до 5000 квадратных метров, затем выгорела половина здания.
18.23. Число погибших возросло до шести
Уже к утру в СМИ причиной возгорания осторожно назвали электросети. «У нас десять дней не было электричества в здании, после грозы перебило кабель, – написала мне предпринимательница сгоревшего здания на Заводском проезде. – Я увозила рабочий комп домой. На прошлой неделе дали свет».
Здание находилось в неудовлетворительном состоянии. За последние 10 лет МЧС РФ провело в нём пять проверок, выявило 29 нарушений. Собственника оштрафовали за отсутствие системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией. Как следует из данных проверки, помещения не оборудованы системой противодымной вентиляции, а пути эвакуации на третьем этаже были загромождены. На 5-м этаже, откуда начался пожар, стены были отделаны материалами с высокой пожарной опасностью. Опасное здание и недостаточное оборудование пожарных бригад привели к тяжёлому исходу. «Я знала Наталью, Виктора, ещё пару человек, с которыми просто привет-пока, потому что каждый день видимся, – писала предпринимательница. – Тяжело осознавать, что человек, с которым ты пару часов назад разговаривал, вышел в окно. Тяжело смотреть на человека, чей отец погиб».
И вот тут встают вопросы к МЧС не самого бедного региона России в XXI веке. На какие дома и на какие пожары рассчитано оборудование спасателей? Чем в сложившейся ситуации люди на 50 единицах спецтехники отличаются от горожан, которые наблюдают за трагедией? Как так вышло, что здание продолжало работать, несмотря на систематические многолетние нарушения пожарной безопасности? Сколько пожаров должен пережить город, чтобы спасение людей зависело не только от героизма конкретного охранника? А «Книжка» – не единственное высотное здание города.
«У нас много высотных зданий. Не так давно в центре, у ДК “Исток”, построили гостиницу-башню, где в том числе на высоких этажах находятся детские развивающие центры, кружки. Туда теперь тоже детей не пускать?» – спрашивают жители Фрязино.
Город маленький, 60 тысяч населения, все всех знают. По чатам в WhatsApp инициировались стихийные сборы денег пострадавшим семьям. Начались обсуждения, «что мы могли сделать». «Хотя бы простыней штук 10 натянуть, а не снимать на видео», «доставить с помощью дрона канатно-спусковые устройства». «У европейцев есть правило держать в коридорах верёвки с крюками, – говорит Ксения Богуславская. – Можно с 8, 9-го этажа спуститься самостоятельно. Я бы обязала застройщика высоких зданий обеспечивать пожарные части машинами с высокой лестницей».
«Конечно, для такого маленького города это ужасная трагедия, потому что мы всех знаем в лицо, – говорит иерей Владимир Тарасюк, клирик храма Державной иконы Божьей Матери города Фрязино. – Мы все постоянно находимся рядом. Это всё прихожане, их друзья и родственники. Вот они приходят освящать куличи, вот мы их кропим водой, вот на крещение мы вместе с ними. Большая беда, когда гибнут невинные люди. В Евангелии есть страшный эпизод, когда к Христу приходят люди, сообщают о бедствии (упала башня в Силоаме) и просят его как бы дать комментарий. Он говорит, что эти люди не грешнее остальных. Но нам надо покаяться, чтобы не разделить их участь. В первую очередь Он указывает на то, что эти люди достойны спасения, Христос хочет их спасения. И, конечно, мы молимся обо всех погибших и будем молиться сегодня на панихиде в 11.30. И будем просить, чтобы Господь их и помиловал и спас и чтобы они пребывали вместе с праведниками в раю, где нет болезни, печали и даже вдохов печали».