С 2008 года 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности – праздник, призванный напомнить о «традиционных ценностях». Другое дело, что, несмотря на популярность этого определения, оно по-прежнему вызывает вопросы. За ответами мы обратились к Наталье Пушкарёвой – доктору исторических наук, руководителю Центра гендерных исследований Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, президенту Российской ассоциации исследователей женской истории.
– На ПМЭФ Уполномоченная по правам ребёнка Мария Львова-Белова призналась, что ей даже «приходилось обращаться к интернету», чтобы понять, что подразумевается под традиционными ценностями. И сказала: «Всем очевидно, что это многопоколенческая семья, многодетность, верность, дружба. Но у каждого есть и свои личные представления». Так что это такое? И в какой момент ценности могут считаться традиционными?
– Традиция – передаваемые из поколения в поколение обычаи, навыки, правила, не требующие усилия и тем более насилия для их соблюдения, Обычаи, навыки, правила повторяющиеся, ставшие обыденными и приемлемыми.
– Что такое для человека традиция? Это седая древность или то, «что видел у бабушки»? Если второе, то что такое традиция для современного человека: «святая Русь», поздний советский период или 1990-е?
– Ценности контекстуальны для разных эпох. Впервые особую духовную составляющую в русской культуре в сравнении с западными заметил в XV веке монах Филофей, выделивший духовное лидерство как программу и основу государствостроения. Он же сформулировал темы сакральности правителя, богоизбранности русского народа и его особого пути, где два Рима пали, «третий стоит, а четвёртому не быти». На протяжении веков представление о том, что входит в духовную составляющую нашей культуры, менялось, смены могли быть резкими (как в 1920-е).
– Когда люди осознали, что традиция – это ценность?
– Степень осознания ценности традиционного зависит от развитости исторической традиции как на индивидуальном, так и на общесоциальном уровне. Чем больше в семье говорится о прошлом данной семьи, тем выше осознанность принадлежности к ней. Чем больше уделяется внимание развитию исторического сознания этноса – тем более ценностным для этого народа является то, что связано с его культурой, его прошлым и настоящим.
– В каких обществах ориентируются на прошлое (традицию), а в каких – на будущее? Когда в культуре актуализируется интерес к традиции?
– Нет такого разделения: кто-то ориентирован на прошлое, а кто-то – на будущее. Однако у народов, имеющих особенно длительную культурную историю (народы Востока), традиции имеют, разумеется, большую значимость, чем у тех, кто её не имеет. И многое зависит от исторического контекста: у политических режимов, которые взялись «переписать историю» в данный конкретный момент («сбросить Пушкина с корабля современности», например, как то было после 1917 года), традиционное будет отвержено, подвергнуто желанию исправить, заменить.
– Проректор ВШЭ Лилия Овчарова в ходе панельной дискуссии «Семейные ценности и традиции как фундамент устойчивого развития» сказала, что «семейные ценности зашиты в культурный код россиян». А телеведущая ВГТРК Юлия Барановская заявила: «Я очень рада, что наш культурный код настолько силен, что мы сейчас сидим здесь и обсуждаем традиционные семейные ценности. <…> Наши прабабушки: родила в поле, положила, дальше косить, потом кормить, дальше работать». Давайте поговорим о «прабабушках» и «культурном коде». Если есть «культурный код», то, видимо, он строится на основании определённых источников. Каких? Может ли быть общий культурный код у дворян и крестьян?
– Культурный код – понятие, появившееся недавно. Это набор характеристик, образов, на основе которых мы приписываем то или иное поведение или явление, артефакт к культуре этноса. Он может и не совпадать с традицией и ценностями этноса. То, что русские крестьянки вынужденно рожали в поле, – это не культурный код и не традиция, а печальное прошлое, насильственно возвращать к которому нелепо и недопустимо. Повторим: культурный код и ценности могут вовсе не совпадать. Ценности – понятие, введённое философской мыслью примерно полтора века тому назад и серьёзно развитое социологом и философом Максом Вебером. Ценности – то, что значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни, принимаем во внимание, это логический способ освоения мира (по Веберу). Ценности в культуре определённого народа в массе своей едины, но есть нюансы для разных социальных слоёв, классов, представителей разного пола.
– Если оставить в стороне нравственные вопросы и посмотреть на традиционные ценности крестьянской жизни, верно ли я понимаю, что община была заинтересована в здоровье женщин и детей, потому что нужны были рабочие руки?
– Община и сам крестьянский род (домохозяйство в целом) были также контролёрами женщин – подчас не меньшими, чем церковные наставники. Здоровье – и физическое, и душевное – было основой выживания и сохранения. Традиционные запреты были «выдуманы» вовсе не с целью как-то ухудшить жизнь индивидов, напротив – чтобы не задумываться о том, почему и как надо поступать так, а не иначе. Проверенное поколениями превращалось в неотрефлексированную модель поведения, ту самую повседневность – тот план человеческого опыта, который носит неосознаваемый рутинный характер. Не случайно ведь описание повседневности осуществляется сейчас нами через специальное усилие по выявлению того, что скрывается за обыденной очевидностью.
– Всегда ли крестьяне воспринимали рождение ребёнка как благодать?
– Конечно же, нет! «Кабы вы, деточки, часто сеялись, да нечасто всходили!» – говорит русская поговорка. Многодетность была нормой в российской культуре два века назад в связи с поздним вторым демографическим переходом, который отличает снижение детской смертности. Смертность детей во всех социальных слоях была колоссальной.
– Морально-этические ценности имеют гендерную специфику?
– Это неоспоримо, хотя (на первый взгляд) ценности потому и считаются общечеловеческими, что они этой специфики, казалось бы, иметь не должны. Ценности – это система личностных смыслов мужского и женского в любой культуре. Помогают в этом образцы мужского и женского поведения в культуре, в том числе и устойчивые стереотипы поведения, которые именуют гендерными стереотипами. Они очень устойчивы, как и дифференциация мужских и женских ролей. Слом этого всего возможен… Но как ни велики усилия, слом этот обычно оказывается очень постепенным и, по правде сказать, не всегда оправданным. Так вышло, скажем, с «освобождением» женщин после русской революции 1917 года. Думалось, что «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» и всех «женщин освободим от домашнего рабства»… от стереотипных гендерных ролей кормилиц и воспитательниц, но итог таких преобразований оказался неоднозначным.
– В указе президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» список традиционных ценностей начинается с жизни и свободы человека. «Служение Отечеству» и «крепкая семья» идут в середине длинного списка, однако в массовое сознание внедряются именно эти пункты. А какие документы в царской России на государственном уровне регламентировали ценности граждан?
– Государственной регламентации никогда не было, 17 пунктов, созданных современными культурологами и озвученных президентом РФ (жизнь, достоинство, права и свободы, патриотизм и так далее), – плод современных идейных поисков. Они опираются, конечно, на русскую философскую традицию, какие-то её составляющие переосмыслены и включены в Перечень, который формируется (и меняется) с 2012 года. Философы и культурологи мало и редко советуются в этих делах с этнологами и социальными антропологами. Для представителей исторических наук очевидно: традиционные ценности у разных этносов, населяющих страну, немного разные, есть отличия в содержании этого понятия для разных исторических периодов, для разных социальных слоёв и профессий, возрастов, для мужчин и для женщин. Поэтому так сложно найти общий знаменатель.