Папы и мамы с удивлением замечают, что их ребёнок неусидчив, склонен отвлекаться, не понимает, как выполнять задания, не может переключаться. К тому же за 30 минут урока нужно зайти на перегруженный сайт с неработающими ссылками, где учеников ожидает очередной материал для изучения, тест, письменная работа. Техническое оснащение каждой семьи тоже становится большой проблемой: если в семье двое-трое школьников, а компьютер один, нет планшета или другого гаджета с выходом в интернет, то начинается настоящая бойня.
Но есть семьи, которые оказались подготовлены к этой неожиданной изоляции и могут поделиться своим опытом.
Юлия Васенёва с мужем Андреем живут в Твери, у них трое детей, двое из которых школьники. Старшая Вера учится в 4-м классе, Вова – в 1-м, Митя – дошкольник, ему 5 лет.
В прошлом году семья приняла непростое решение – забрать старшую дочь из школы на домашнее обучение, а среднего, Вову, не отдавать в школу вовсе. Семейное обучение по нашим законам возможно. Оно подразумевает, что родители берут на себя ответственность за получение их детьми образования. Это добровольный уход из школы и обучение ребенка силами семьи, но школа из этой цепочки не исключается: требуется прикрепиться к учебному заведению и сдавать государственную итоговую аттестацию.
Это судьбоносное решение Юлия приняла не одна: несколько семей с такими же четвероклашками захотели забрать детей домой. Так родители объединились в коалицию в борьбе за знания и чтобы дети не отставали в социальном аспекте, но коронавирус внёс свои коррективы. Личное общение школьников заменил Skype.
«Для нас переход на дистанционное обучение не был стрессом. Я очень рада, что наши дети перешли на домашнюю форму обучения ещё до начала эпидемии. Потому что сейчас так сразу освоить обе учебные программы – первый и четвёртый класс – мне было бы не по силам», – говорит Юлия.
Действительно, Васенёвы, в отличие от большинства родителей по всей России, не восприняли пандемию как серьёзный вызов. Не было необходимости вспоминать школьную программу за неделю и осваивать обучающие платформы. За время семейного обучения Юлия чётко выстроила распорядок дня своих детей: подъём в одно и то же время, после дети заправляют свои кровати, умываются – и начинается школьный день. Двухкомнатная квартира Васенёвых разделена на зоны: в одной комнате находится рабочий кабинет, который обособленно занимает отец семейства, в другой – старшая дочь Вера занимается по видеосвязи с преподавателями, кухня – зона обучения первоклассника Вовы, коридор и ванная комната используются как пространство для игр маленького Мити. Большой балкон растянулся на две комнаты и активно используется для детских шалостей, что не очень радует главу семьи.
Каждый день у старшей Веры четыре дистанционных урока по 40 минут с преподавателями и ребятами, которые, как и она, ещё раньше перешли на домашнее обучение. У них организован виртуальный мини-класс. «Раньше мы встречались семьями, изучали темы, гуляли, но сейчас для старшей дочери всё перешло в онлайн», – рассказывает Юлия. Первоклассника Вову обучает она сама.
«Переход от образования школьного, когда абсолютно не касаешься занятий ребёнка, к образованию домашнему выстраивали в начале года. Мы c другими родителями долго готовились. Я сама ходила на курсы, училась, смотрела, какие обучающие программы лучше», – говорит Васенёва.
На её взгляд, первокласснику пока сложно адаптироваться к обучению по скайпу так, чтобы не отвлекаться от говорящего компьютера. В импровизированном классе на кухне у Вовы с мамой проходит по 3–4 урока тоже по 40 минут. Проблему недостатка социального контакта маленького Вовы и других первоклашек родители решили нестандартным способом.
«Дети стали писать друг другу письма от руки, – рассказывает мама Вовы. – Так они тренируют навык письма и общаются. Мы с мамами фотографируем их письма, пересылаем, а потом даём ребёнку распечатанный листочек. Это переросло в настоящую переписку».
После первого урока семья Васенёвых завтракает и продолжает обучение. Программ на домашнем обучении две. Первая – школьная, по ней будет аттестация: программа содержит темы, которые нельзя игнорировать. Вторая – индивидуальная, её составлением занимается родитель.
«Для Вовы я немного отошла от общей программы и взяла учебники русской классической школы, где программа выстроена более целостно. Но я добавляю различные проверочные работы из программы „Школы России” (учебно-методический комплект для 1–4 классов общеобразовательных учреждений – прим. ред.), чтобы ребёнок видел и понимал формулировки заданий, которые будут на аттестации», – делится Юлия.
Материалы к уроку «Окружающий мир» мама-педагог берёт из новых учебников, потому что в русской классической школе нет такого предмета, но сухие материалы дополняются документальными фильмами, экскурсиями в планетарий, музеи. По мнению Юлии, это воздействует на эмоции ребёнка и поддерживает его интерес, даёт мотивацию углублять знания. Уроки перемежаются физкультминутками, а после занятий (до пандемии) обычно выгуливали всей семьёй домашнего питомца, играли на свежем воздухе.
Окончания учебного дня в таком виде обучения нет, процесс продолжается всё время и объединяет родителей и детей. «У нас по чтению была тема „Хлебные растения”, много было про выращивание хлеба, собирание. Этот процесс сейчас скрыт от наших глаз, даже я этого не видела. Но мы вдохновились испечь хлеб сами», – рассказывает Юлия.
Современные дети, приходя из школы, как правило, не хотят получать дополнительные знания. Школа воспринимается как временное лишение свободы, которое заканчивается дома. Но погружение детей в образовательный процесс должно быть непрерывным, считает Васенёва: каждый день шаг за шагом. Ребёнок должен всё время интересоваться, задавать вопросы. И родитель здесь должен быть не отстранённым педагогом, требующим оценки и результата, а другом и наставником ребёнка.