Господь или Провидение подарили 13 июля 2024 года американским писателям будущего редкую точку бифуркации для увлекательной конспирологии и всевозможных сценариев альтернативного развития американской истории: что было бы, если бы пуля, выпущенная стрелком из Пенсильвании, прошла бы всего на два-три сантиметра правее?
Что было бы, если бы Трамп тогда погиб?
Приблизило бы это или, напротив, отдалило бы перспективу гражданской войны в США?
И что же это всё-таки было на самом деле: инсценировка, заговор спецслужб или действительно неудачное покушение, о котором Трампа предупреждали уже много раз?
* * *
Действительно, у всех сейчас возникает множество вопросов к Секретной службе США, охраняющей экс-президента Трампа.
Например, как могли телохранители и снайперы проморгать стрелка со снайперской винтовкой на крыше – всего в сотне метров от трибуны? Более того, в сети появились видео, как люди, пришедшие на митинг, заметили 20-летнего Томаса Мэтью Крукса с винтовкой на крыше дома. И не просто заметили, но обратили на это внимание офицеров полиции, которые никак не среагировали на тревожные сигналы.
Сами полицейские свой провал объясняют нелепым стечением обстоятельств. Дело в том, что этот же дом в качестве наблюдательного пункта выбрали себе и полицейские. Только полицейский спецназ находился не на крыше дома, но внутри здания, наблюдая за митингом. Поэтому дежурившие на улице полицейские приняли Крукса за своего.
Ещё вопрос: кто позволил разместить за спиной Трампа развевающийся флаг? Это же практически идеальный указатель скорости и направления ветра для опытного стрелка.
Впрочем, и без указателя ветра даже самый неопытный стрелок мог бы попасть с сотни метров в мишень. Так что, наверное, Трампа действительно спасло настоящее чудо.
С другой стороны, если бы пуля не попала бы в ухо Трампа, кто бы поверил в версию о покушении?
Американская демократы до сих пор не верят, обвиняя Трампа в инсценировке и мистификации. Сам себе бритвой ухо порезал. Знаем мы таких.
* * *
С другой стороны, картина покушения настолько привычна и даже банальна, что впору уже говорить о криминальном «почерке».
Шведский премьер Улоф Пальме, министр иностранных дел Анна Линдт, индийский премьер Раджив Ганди, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич, бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири, бывший премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, лидер оппозиционной партии националистов Голландии Пим Фортейн. Наконец, бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Список жертв далеко не полный.
Есть и чудом выжившие политики: экс-президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, американский президент Рональд Рейган, экс-президент Бразилии Жаир Болсонару, президент Франции Жак Ширак, немецкий политик Вольфганг Шойбле, оставшийся частично парализованным после того, как в него трижды выстрелили во время предвыборного митинга. Наконец, нынешний премьер-министр Словакии Роберт Фицо.
Везде сценарий один и тот же: никому не известный «человек из толпы» подходит и стреляет в политика. Или бьёт ножом.
Механизм подготовки таких покушений откровенно раскрыли сами организаторы – в малоизвестном у нас голливудском фильме «Покушение на Ричарда Никсона» 2004 года, снятом по реальным событиям. Главный герой фильма – самый обычный человек Сэм, он остро переживает личную драму. И в этот момент пресса показывает ему, кто виноват во всех бедах и проблемах Америки и его семьи – сам президент Никсон. И Сэм берёт в руки пистолет, чтобы одним выстрелом разом решить все сложные вопросы и проблемы.
Каждый день СМИ называют читателям имя Того-Кто-Во-Всём-Виноват. И подсказывают, что делать: нет человека – нет проблемы.
* * *
Масс-медиа накачивают сотни тысяч и миллионы читателей, чтобы потом кто-нибудь один взялся за оружие. Такой результат уже считается приемлемым. Зато никто не знает, кто это будет: оружие практически идеальное.
Результативность стрельбы никого при этом не волнует.
Попал? Ну что ж, проблемой меньше.
Ранил или промахнулся? Тоже не беда. Сам политик задумается о своём поведении. Да и остальные трижды подумают, стоит ли нарушать порядок, основанный на неписаных правилах.
Так что нет ничего удивительного, что уже трижды побывавший в кресле премьера Роберт Фицо ещё за месяц предсказал покушение на себя: «На улицах неприлично ругают политиков из правительства, я лишь жду, когда эта фрустрация, которую интенсивно углубляют СМИ, выльется в убийство кого-то из первых правительственных политиков…»
Но чего никто бы не смог предсказать, так это то, что на Фицо станет покушаться 71-летний либеральный журналист, один из основателей словацкого комитета «Против насилия».
Кстати, даже в день покушения на Фицо оппозиционные масс-медиа Словакии продолжали отрабатывать «темник» против премьера: дескать, он сам виноват, всё-таки этот Фицо такой пророссийский политик, можно сказать даже агент Кремля…
* * *
В случае же Трампа против республиканцев работали не только СМИ, но и самая эффективная машина по промывке мозгов – Голливуд. Даже не машина, а установка планетарного масштаба.
Помните, ещё Владимир Ленин оценил потенциал кинематографа – казалось бы, тогда ещё безобидного аттракциона по показу живых картинок: «Пока народ безграмотен, важнейшим из всех искусств для нас является кино и цирк», правда в обиходе осталась только усечённая фраза.
И совершенно неслучайно, что именно во времена президентства Трампа голливудское кино приобрело хорошо знакомые нам черты перестроечной «чернухи» – вспомните хотя бы «Землю кочевников», «Три билборда на границе…» и «Не смотрите наверх», которые жестоко высмеивали «старые добрые» республиканские штаты. Дескать, посмотрите, до чего довела страну токсичная власть белых цисгендерных мужчин. Полиция превратилась в главный источник зла, Америка ковбоев и покорителей Дикого Запада – в Америку алкоголиков, бомжей и бродяг.
«Не смотрите наверх» и вовсе стал пародией на республиканцев, игнорирующих «зелёную» повестку.
С другой стороны можно вспомнить «Карточный домик» – самый популярный телесериал про политику последних лет, вышедший на экраны в начале второго президентского срока Обамы. В то время Белый дом стал абсолютно закрытым в информационном плане бастионом, откуда не было и не могло быть никаких несанкционированных утечек. История же мерзкого сенатора Фрэнка Андервуда – кстати, видного партийного деятеля от демократов – стала своего рода «всей правдой» политической жизни Вашингтона, якобы тщательно скрываемой от посторонних. Тем не менее обаятельный и стильный мошенник Андервуд завоевал симпатии зрителей, а президент Обама даже не раз подшучивал над тем, как мрачно и примитивно создатели сериала изображают процесс принятия решений в Белом доме. Ну не так уж и страшно, подумали зрители, начиная принимать художественный вымысел за реальность.
При этом, по сообщениям американских СМИ, именно при Обаме лоббистская деятельность – легальная коррупция – достигла самых феерических оборотов, а торговля постами в Белом доме или в Госдепе США велась практически открыто.
Потом вышли «Мадам Госсекретарь» и «Вице‑президент» – сериалы, созданные специально «под Хиллари Клинтон».
Вернее, в самом Голливуде её зовут «Киллари»: по тусовке ходит список из 82 покойников из числа деловых партнёров, помощников, сотрудников, юристов, охранников четы Клинтон, а также журналистов, активистов, расследователей, свидетелей по федеральным делам, которые покончили жизнь самоубийством при очень странных обстоятельствах.
Например, бывший президент Генассамблеи ООН Джон Эш, который был ключевым свидетелем против Клинтонов в одном из уголовных дел по поводу финансовых махинаций, уронил себе на горло штангу, причём накануне того дня, когда он должен был предстать перед присяжными в суде. Среди других имён в списке несколько программистов, которые были причастны к взлому личной электронной почты Клинтон, автор её биографии, репортёр журнала Rolling Stone, писавший критические статьи…
Но планам «Киллари» на президентство не суждено было сбыться: дорожку ей перешёл миллиардер Трамп, имеющий, между прочим, свою звезду на Аллее звёзд в Голливуде.
* * *
Наконец, в этом году Голливуд выдал открытое предупреждение – фильм «Гражданская война» Алекса Гарланда, который у нас в прокате вышел как «Падение империи». Но американское название куда точнее. Никакого падения, но открытая угроза войны.
В фильме гражданская война уже идет – против белого президента, который внешне отдалённо напоминает Трампа и при этом непрерывно говорит об ответственности перед Богом и нацией, то есть натуральный республиканец, выступают коалиции демократов – альянс «Две звезды» (то есть Калифорния и Техас) и Флорида. Конечно, многих этот союз смутил. Если Калифорния – это вотчина демократов, то Техас – крайне республиканский штат. Как и Флорида, кстати.
Но очевидно, что Техас с Флоридой – это не нынешние белые штаты, а штаты после их захвата мигрантами с мексиканской границы. Присмотритесь к «техасцам» из кино – практически все являются представителями этнических меньшинств, чернокожими или латиноамериканцами. Если белые – то геи.
Зато все белые показаны как фашиствующие уроды. Парень с заправки, жестоко убивающий мародёров. Парень в розовых очках, устраивающий геноцид с массовыми расстрелами. Словом, намёк предельно понятен: все белые цисгендерные мужчины являются врагами Америки, против господства которых и восстает коалиция из чёрных, цветных, женщин и геев.
Кстати, судя по кадрам, война в США проходит в лайт-режиме. Никаких концлагерей смерти, беженцев, бомбардировок мирных жителей и сожжённых белым фосфором городов – никакого намёка на ужас Фаллуджи и Сектора Газа, практически стёртых американскими бомбами с лица земли.
Да и «Абрамсы» появляются только в конце, когда разносят ограду Белого дома. Финал: бравые чернокожие ребята в хаки убивают охрану, а потом казнят и самого президента США, умоляющего о пощаде. Расстреливают без приговора, без каких-то пафосных слов.
И всё, дальше хэппи-энд. Освобождённые меньшинства встречают рассвет новой жизни.
Намёк понятен: только попробуйте, белое отребье, ещё раз проголосовать за своего Трампа. Мы всех перебьём, так и запомните.
И намёк второй: нет Трампа – нет войны.
* * *
Но Голливуд пытается диктовать свою волю и демократам.
Самый яркий пример – обращение спонсора демпартии знаменитого актёра Джорджа Клуни, который только сейчас, после прошедших дебатов, заметили, что Байден давно уже, мягко говоря, нездоров.
Сразу же возникло предположение, что Клуни говорит не просто так. Дескать, решение по Байдену уже принято, но нужно довести зрителя до нужной кондиции, а потом вывести на сцену нового кандидата в президенты, готового сплотить нацию. Того, чьё имя всем давно известно, хотя сам Барак Обама пока и предпочитает держаться в тени. Чтобы не нарушать законов саспенса.
И, кстати, препятствий для Обамы нет: 22-я поправка в Конституцию США говорит, что больше двух раз президентом США нельзя избираться подряд, а с перерывом – можно. Рузвельт четыре раза избирался, прецедент есть.
Но покушение на Трампа, как это ни странно звучит, принесло политические очки и его сопернику Байдену, заставив демократов (на время?) позабыть о своих требованиях смены кандидата.
Конечно, можно сколько угодно насмехаться над оговорками самоходного «деда на перфокартах», но не будем себя обманывать: президент Байден – это целая команда опытных кукловодов. Да и сам старик Байден не так прост, как старается показаться с виду. Он пережил в своё время много падений и разочарований, но всякий раз находил в себе силы вставать и продолжать борьбу. Злость и упорство, доходящие до несгибаемого упрямства, – вот две основные черты характера Байдена.
И сейчас он вместе со своей командой оказался в положении крыс, загнанных в угол, когда удары сыпятся на них со всех сторон, в том числе и со стороны вчерашних союзников.
Так что эти два старика ещё повоюют. Ведь шоу должно продолжаться, чтобы порадовать нас драматичной развязкой и неожиданной концовкой.
А какое шоу без саспенса?