Трагедия с рейсом МН17 стала настоящим подарком для Вашингтона.
Просто напомним, что накануне – 10 июля – в Германии разразился шпионский скандал, когда выяснилось, что американцы тайно прослушивали личные телефоны тогдашнего канцлера Ангелы Меркель. В итоге правительство Германии было вынуждено объявить главу американского филиала ЦРУ в Берлине персоной «нон грата» – впервые за всю послевоенную историю.
Следом – уже 14 июля – под Луганском силами ополченцев был сбит военно-транспортный самолёт Ил-76, набитый иностранными наемниками и кураторами из США.
В тот же день был сбит и ещё один украинский транспортник АН-26 – на этот раз в боевой техникой.
И тут над Украиной 17 июля сбили «Боинг».
Больше ни о шпионском скандале, ни о погибших американцах никто и не вспоминал.
В тот же день в Вашингтоне назначили виновника трагедии, и вся мировая пресса принялась обвинять Россию. «Ракета Путина сбила мирный самолет! – кричали заголовки. – Мир требует ответов от России!»
Россия в ответ потребовала доказательства, и тогда в Вашингтоне заявили, что будто бы в Пентагоне имеются очень четкие спутниковые снимки старта ракеты, якобы указывающие на место запуска, которое будто бы находилось на территории, контролируемой ополченцами ДНР. Но снимки показать отказались – дескать, эти снимки настолько секретные, что публиковать их никак невозможно. Поэтому просто поверьте нам на слово.
Пресса и верила – ведь американские чиновники со времён пробирки с белым порошком Колина Пауэлла славятся своей кристальной честностью.
Что ж, прошло уже 10 лет, но американцы так и не показали никому ни одного снимка.
* * *
Конечно, никто не хотел сбивать пассажирский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. Расчеты ПВО просто ошиблись, и вместо одной цели ракеты пошли по другой.
Увы, так бывает – особенно в зоне боевых действий. Или в зоне учений. Вспомним, как те же украинцы в октябре 2001 года по ошибке сбили над Черным морем пассажирский самолет Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Или как американцы в 1988 году сбили иранский пассажирский лайнер Airbus A300, летевший из Тегерана в Дубай. Погибло тогда 290 человек, и никто истерик в мировых СМИ не устраивал.
Но тут возникает вопрос: а по какой же на самом деле цели стреляли ракеты «Бук»?
У украинцев версия простая: дескать ополченцы хотели сбить очередной военно-транспортный борт ВСУ, который направлялся в аэропорт Донецка, контролировавшийся силами ВСУ.
Российская версия экзотичней. Дело в том, что именно 17 июля 2014 года над территорией Украины пролетал Владимир Путин – президент России возвращался в Москву из Бразилии.
Именно по президентскому «борту номер один» и отработали украинские ПВО – утверждают российские эксперты. Разумеется, приказ атаковать самолёт российского президента был отдан не в Киеве, а в Вашингтоне. Отсюда и такая истерика по поводу жертв, из-за которой проведение международного расследования трагедии стало абсолютно невозможным.
Кто прав – установить уже невозможно. Вернее, у следствия был шанс, если бы голландские следователи хотя бы на минуту стремились бы докопаться до истины.
* * *
Следствие по делу «рейса МН 17» длилось восемь лет. Россию к расследованию так и не допустили, несмотря на то, что российские власти с самого начала говорили о готовности предоставить любые материалы.
Но единственными материалами, которые суд в Гааге приобщил к делу, стал доклад, подготовленный экспертами российского концерна «Алмаз-Антей» – производителя ракет серии «Бук». Эксперты на основе анализа поражающих элементов боевой части ракеты и компьютерной модели траектории разлета осколков однозначно слелали вывод о принадлежности ракеты «Бук» украинской армии. Но суд… вынес решение не принимать доклад во внимание – «на основании связи с российскими властями».
Зато прокуратура Нидерландов в качестве доказательств использовала аудиозаписи и фотографии, предоставленные СБУ – то есть одной из подозреваемых сторон. Причём уже в ходе судебного заседания выяснилось, что фото и видео от СБУ имеют все признаки монтажа, а аудиозаписи «перехваченных телефонных разговоров» сделаны одним и тем же человеком в студии. Но и эти обстоятельства суд также решил «не принимать во внимание».
Своеобразным был и отбор свидетелей. К процессу были допущены только те свидетели, показания которых подтверждали украинскую версию. Те же свидетели, кто утверждал, что своими глазами видел, как ракеты были запущены из Амвросиевки, находившейся в то время под контролем ВСУ, к суду не были допущены.
Ну и наконец главная странность: ни в прокуратуре Нидерландов, ни в суде даже не возникло вопросов о виновности украинских авиационных служб, открывших воздушные коридоры над зоной боевых действий – причём, именно в том районе, где были сбиты два военно-транспортных борта.
Словом, неудивительно, что даже представители Малайзии назвали суд в Гааге позорным судилищем, нацеленным не на установление истины и виновников трагедии, а на утверждении вины России.
* * *
Впрочем, надо отдать должное голландцам – они как могли постарались смягчить последствия этого бесстыдного спектакля, ставшего насмешкой над судопроизводством. Скамья подсудимых была пуста. Виновниками же трагедии были заочно названы четыре «стрелочника»: экс-министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) и его заместители – генерал-майор в отставке Сергей Дубинский, полковник Олег Пулатов, украинец Леонид Харченко. Причём, Олег Пулатов был далее оправдан, а Стрелков с двумя заместителям заочно получили пожизненные сроки.
Разумеется, Россия отказалась выдавать своих граждан по требованию голландцев.
А потом в Европе постарались всё забыть. Так лжецы стараются поскорее забыть собственную ложь, чтобы не выдать себя ненароком. Совесть – опять же. Даже у самых циничных лжецов она нет-нет, да и просыпается. Поэтому поскорее всё забыть, как будто бы и не было никогда.
Посмотрите сегодняшние европейские масс-медиа – ни одного упоминания о трагедии 10-летней давности. Все забыто.
Ну а для России главным уроком тех событий стало другое.
Малайзийский «Боинг» помог российским гражданам понять, что именно западные масс-медиа первыми отбросили все «европейские стандарты объективности» и «западные стандарты журналистики», когда речь зашла о необходимости сдерживания России. Что именно Россия и оказалась единственной страной, которая верила в эти самые ценности и придавала им большее значение, нежели просто отживший миф времен первой «холодной войны».