Бэби-бумеры – жизненный финал счастливого поколения
Этому есть объяснение в теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлон Хоу и Уильямом Штраусом. Они проанализировали историю с XVI века до наших дней, исходя из того, что люди, появившиеся на свет в определённый период, имеют схожие ценности и поколения сменяют друг друга примерно каждые 20 лет.
Наши советские «геронтократы» 1980-х были представителями «великого поколения», чья молодость пришлась на Вторую мировую войну. Это были могучие люди, венец развития советской партхозноменклатуры, прошедшие естественный отбор в детстве, жёсткий политический отбор в зрелости. Ну и выжившие в Великой Отечественной войне, которую они прошли в невысоких чинах. В начале ХХ века в России был наибольший рост населения. Детей родилось, как в старинном патриархальном обществе, но уже появилось здравоохранения, и они выживали.
Это многочисленное сильное поколение не сдавало свои позиции во власти вплоть до самой смерти. Кстати, то же было и в США – вспомните ветерана Второй мировой Джорджа Буша-старшего.
Вслед за «великим поколением» вторые по численности и жизненной силе – дети послевоенного «бэби-бума». Генерация счастливых людей, рождённых с 1945-го по 1965 годы, которые прожили несколько десятков лет без больших войн, первый раз за всю историю человечества досыта ели, вдоволь потребляли промышленных товаров – от одежды до автомобилей, путешествовали с комфортом и так далее.
Вот эти-то ребята сейчас у власти. Возможности современной медицины позволяют им выглядеть получше, чем советские руководители эпохи застоя. Но время всё равно неумолимо.
Понимание утрачивается
«Дней наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, они проходят быстро, и мы улетаем» (Псалтырь, 89:10). Мир движется вперёд, а нейронные связи в старческом мозгу не успевают за этими изменениями.
Представьте, эти люди в детстве застали гужевой транспорт, в их домах не всегда было электричество. «Я помню лучину в доме моей бабушки, а теперь я пользуюсь плодами искусственного интеллекта», – рассуждал мой друг, которому под 70.
Многие из этого поколения принципиально не переходят на смартфоны, пользуются кнопочными телефонами. Знаю очень высоких начальников, которые не имеют электронной почты и не заходят сами в интернет.
На прошлой неделе глава Коми Владимир Уйба заявил, что обратится к высшему руководству страны с предложением ввести запрет на использование интернета детьми. Дескать, он в детстве по двору бегал, и это гораздо более здоровое времяпрепровождение. А ведь не старый ещё человек, 1958 года рождения! Наверное, он транслировал какие-то идеи, которые бродят в губернаторских кругах.
Дональд Трамп. Фото: Gage Skidmore / Flickr
Беда нынешнего поколения пожилых людей в том, что сегодня количество прожитых лет не конвертируется в знания, помогающие выживать в мире. Дети не приходят к старикам с вопросами, как пахать землю и как ловить рыбу. Они гуглят это в поисковиках, а старикам остаётся бессильно злиться – не на печке, а в представительском лимузине.
«Я устал, я ухожу»
Джо Байден уже сходил с президентских выборов в США в 1987 году. Сейчас он выдал американский вариант незабываемого «Я устал, я ухожу». Уйти – это тоже искусство политика.