На останках русской школы
– Отец Георгий, можно ли сегодня говорить о русской школе иконописи и живописи?
– Что касается современных икон – конечно, можно найти неплохие, но их очень мало. В основном это стилизация. Сейчас век стилизации, поэтому его называют нетворческим. Люди много чего придумывают, готовы фантазировать до бесконечности, иногда даже небесталанно – и тем не менее у них получается стилизация, новые формы не рождаются, только подражание старым.
В начале ХХ века были замечательные художники, которые работали в храмах: был Павел Корин, был Нестеров, Васнецов, тот же Петров-Водкин. У них бывали настоящие прорывы, а иногда было очень скучно смотреть. Да, это не иконопись, а больше живопись. И мало что до нас дошло. В ХХ веке почти всё было уничтожено – многие их росписи в храмах. Даже росписи XIX века почти все уничтожены советскими товарищами; среди них было много интересных, а сохранилось совсем немного. К примеру, удалось спасти (правда, это трудно увидеть) росписи куполов и барабанов Кронштадтского собора, которые расписывал Петров-Водкин, а никто до последнего времени даже не знал об этом. Очень жаль, что многое уничтожено. Вот сейчас идёт выставка Рериха (даже он расписывал храмы, делал иконостасы). И там есть интересные вещи. Что-то не очень хорошо у него получалось, а что-то совсем неплохо. Хотя Рерих не самый талантливый художник.
Павел Дмитриевич Корин сам уже не расписывал храмы – в советское время какие там храмы! Но его «Русь уходящая», его «Реквием» – это очень мощный образ духовной жизни Руси. А Нестеров, его учитель, расписывал храмы и писал картины, касающиеся русской жизни и веры. Про Виктора Михайловича Васнецова и говорить нечего. Храм с его росписями в Москве, который стоял на Зубовской площади, полностью уничтожили, ничего от него не осталось. Это тоже очень жаль!
Очень многое погибло, многое было разрушено, погублено и распродано, а сейчас по всему миру рассеяно. Не только музейные коллекции всех основных музеев страны, особенно в Москве и Петербурге, – все русские сокровища были разграблены, половина Эрмитажа продана… Вы знаете эту печальную историю. Гениальная огромная коллекция икон Исторического музея была продана почти вся, как и картины Третьяковской галереи, Русского музея и многих других.
Поэтому с современной школой русской иконописи и живописи очень трудно, всё нужно искать. Просто пошёл и её увидел – такого, к сожалению, почти нет. Но если вас это интересует – вы найдёте и разберётесь… Хотя и не сразу.
– Часто говорят, что учителя русских художников и архитекторов были в основном не русские, а итальянцы, допустим…
– Смотря в какое время и где. Например, в иконописи не были. В Московский кремль, да ещё во Владимир приглашали итальянцев, но без всяких сомнений можно говорить, что это в чистом виде русская школа. А то, что иногда приезжали и творили здесь иностранцы, – так было во всём мире. И в саму Италию приезжали и немцы, и французы, и греки, и много кто ещё – и тоже там творили. Они, естественно, это считают своим, итальянским искусством. И славяне, между прочим, тоже там творили – мы многого просто не знаем.
Андрей Рублёв в чистом виде русский, он самородок, у него абсолютно не было никаких зарубежных влияний. А вот его старший современник Феофан Грек – другое дело. У Дионисия тоже мы не наблюдаем иностранного влияния. Всё это гении нашей земли, без всяких сомнений. Да и то, что Феофан Грек писал здесь, очень отличается от того, что он писал в Греции: разница огромная. Посмотрите в Новгороде на Ильине улице храм с росписями Феофана Грека. Конечно, там есть сильные греческие черты. Это естественно: он учился и начинал работать в Византии – но это уже русская икона.
Испанский художник Эль Греко тоже начинал работать в Греции. Я видел иконы, которые он писал в XVI веке, будучи иконописцем итало-критской школы. После захвата турками Константинополя он переезжает в Венецию, где учится у замечательных мастеров – прежде всего у Якопо Бассано, но и у Веронезе, Тинторетто, Тициана. Потом переезжает в Испанию и создаёт совершенно оригинальные вещи. Они и испанские, и не испанские. Он сыграл огромную роль в развитии испанского искусства, испанской живописи, хотя там уже не один век были своя мощная школа и прекрасные мастера. Но искусство не может быть замкнуто в узких рамках, оно всегда собирает лучшее отовсюду.
И на Руси точно так же было. Были всегда какие-то приезжие мастера – и архитекторы, и иконописцы. Но их влияние, за исключением стартовых времён, было далеко не самым главным. Наша собственная традиция русской иконы сильно отличается от всех других – от болгарской, сербской, греческой. Посмотришь – никогда не спутаешь.
Миф о русском эфиопе
– Сколько мы слышим в последние десятилетия: «У Пушкина эфиопские корни – он эфиоп, он вообще не русский». «У Лермонтова предок – Томас Лермонт, легендарный шотландский бард XIII века. Значит, он шотландец, ничего русского». «Гоголь? Так он из Малороссии – значит, не русский». Боюсь, если бы они сами это услышали, то просто покрутили бы у виска, ведь все они считали себя абсолютно русскими – не просто трудились на этой земле, но схватывали наш менталитет, культуру, жили внутри русской духовной традиции, что самое главное.
Чем и хороши национальные школы, что они рождают что-то всегда оригинальное, новое, у них есть для этого особые возможности. Если мы посмотрим на искусство, то там всегда увидим разные школы в театре, литературе, живописи, архитектуре… Индивидуальное начало более проявляется в науке, хотя и там нередко выделяют национальные школы. Хотя, казалось бы, открыл что-то учёный человек – значит, вот этот конкретный человек открыл такой-то закон или сделал такую-то машину. И тем не менее это всё равно связано с какой-то научной школой и служит к дальнейшему развитию именно этой школы.
В России так было до 1917 года, потом всё это разрушили. Сейчас уже не разберёшься, где какая школа. Кто-то пытается говорить о советской школе в физике, механике, электронике, но это уже натяжка. После Октябрьского переворота 1917 года у нас ни одна нация себя не смогла полноценно сохранить, ни одна. Больше других пострадал русский народ, который разрушали в первую очередь. Наиболее жёстко и последовательно боролись, в принципе, со всем русским и с русскими. И Ленин, и Троцкий, и Сталин ставили это как задачу номер один. Ненависть разжигали именно к русским, именно к Православной церкви – не вообще ко всем религиям. Всех «пощипали» в конечном счёте, но такая судьба, как у храмов Православной церкви, была немыслима даже для старообрядческих храмов.
Произведите меня в немцы
– Конечно, русские люди и за православную веру, и за русский народ и стояли, и воевали, и трудились – без этого невозможно. Но Россия всегда была очень открыта к разным народам, в ней никогда не было русского национализма как превалирующей идеи и движущей силы. Во всяком случае, в России он никогда не побеждал и никогда не был у власти не только радикально, но даже в какой-то слабой степени.
В Советском Союзе пытались из всех народов слепить один советский народ. Когда говорят «советский народ», надо понимать, что в основе его не столько русские, сколько украинцы, евреи, латыши и грузины – в первую очередь эти народы, хотя не только они.
– Не потому ли появился советский народ, что ещё в Российской империи не был решён национальный вопрос?
– Почему он не был решён? Когда провозгласили формулу «православие, самодержавие, народность», то этим в большой степени уже решался национальный вопрос в России, потому что тут имелась в виду не только русская народность, но и любая другая. Национальное пространство в России никогда не было одномерным. Во власти вообще чаще было больше нерусских, чем русских. Генерал Ермолов на вопрос Александра I, какую награду он хотел бы получить, неслучайно ответил императору: «Государь, произведите меня в немцы». При дворе было полно немцев, особенно по военной части и по научной. От этого чуть не сгинул Ломоносов, которого арестовали, когда он выступил против засилья немцев в университете.
Конечно, в России национальный вопрос не был решён в совершенстве – не успели довести это дело до конца. Не состоялась прежде всего идея триединой русской нации, хотя ещё с XVII века русский император именовался царём «Всея Великыя, и Малыя, и Белыя России».
Враньё и жестокость
– Нельзя отделаться от вопроса: могла ли не произойти русская катастрофа 1917 года?
– Могла и не произойти. Ещё в сентябре 1917 года шансы были пополам, но потом Керенский предал Россию и сознательно отдал власть Ленину, воспользовавшемуся всеобщим нагнетанием антиимперских, антирусских настроений, на которые работали очень многие силы, причём не только в России, но и во многих странах цивилизованного мира. Керенскому, который с детства хорошо был знаком с семьёй Ленина, надоел этот русский, а точнее российский бунт, что все всем недовольны независимо ни от чего, он не смог с этим справиться и решил, что большевики жёстче, они и справятся. И фактически Керенский стал предателем России, он отдал власть иудеобольшевикам. Он знал, что готовится переворот, всё знал и ничего не делал, совершенно не сопротивлялся.
История большевизма – это уже особый вопрос. Наш народ, к сожалению, часто хлопал ушами, не хотел ни в чём разбираться, а когда наконец разобрались, было уже поздно. Но ведь, с другой стороны, никто просто не мог себе даже представить двух вещей: что можно так беспардонно врать (потому что такого никогда не было – ни в России, ни в других странах) и что власть может быть настолько жестокой и беспощадной к своему народу, за который она вроде берёт ответственность, должна им руководить. В итоге были уничтожены десятки миллионов человек! С косвенными потерями – больше ста миллионов человек. Люди не могли себе такого представить, у них в голове это не вмещалось, они от этого сходили с ума.
К сожалению, людей путают до сих пор. То, что у нас называют историей, часто историей не является. Очень много важнейших документов до сих пор под замком, они не опубликованы и никому не известны. Многое удалось в последние десятилетия открыть, но есть целые огромные части архивов, принципиально важные, которые до сих пор закрыты, – архивов, касающихся всего ХХ века, особенно с 1917 года.
И сейчас наш народ значительно менее просвещён, чем в начале ХХ века, потому что раньше хотя бы не было этих псевдоморфоз, не было этих мифов, вранья. Когда под видом просвещения тебя кормят враньём, то это разве просвещение? А я очень хорошо помню, как всё устраивалось в нашей стране в 60–70-е годы и далее. Я всё это ещё застал в его полном расцвете.
– Как теперь разобраться в происшедшем в 1917 году? Можно одной фразой сказать, в чём вина нашего народа и каковы духовные итоги XX века?
– Невозможно. Это очень противоречивая, сложная реальность. Очень много можно сконструировать совершенно справедливых утверждений. Например: во всём виноват был царь. Это правда? Правда! А можно сказать: во всём была виновата интеллигенция. Это правда? Тоже правда! Или студенчество. А можно сказать, что во всём была виновата церковь? Тоже правда! А можно сказать, во всём были виноваты евреи? И это тоже правда. Сколько правд – поди разбери…
Но надо разбираться, только не надо никого обвинять и судить. История рассудит – и Бог рассудит. Разбираться надо, чтобы не повторять ошибок. Неслучайно же к этому преступлению против России, церкви и русских пришли молодёжь, интеллигенция, царь, церковь, евреи и так далее. А ведь можно было бы ещё сказать: во всём виноваты были наши, простите, европейские благодетели, а на самом деле наши конкуренты, которые так испугались России, что стали делать всё, чтобы её уничтожить. Правда это? И это правда! Поэтому дать один-единственный ответ невозможно, почему так произошло. Есть глубинные, корневые проблемы, а есть более поверхностные. Но это были основные движущие силы переворота и разрушения России.
Ещё важно, что все эти проблемы были давно известны, о них прекрасно знали, знали и что такое наша интеллигенция – при всех её заслугах, знали и её пороки. Все были даже предупреждены: вспомните роман «Бесы» Достоевского, который уже в начале 70-х годов XIX века практически всё сказал.
Мне кажется, то, что Керенский предал Россию, передав власть большевикам, Ленину и Троцкому, – это поверхностная вещь, ситуационная. А Солженицын считал, что главная причина – предательство элиты страны в феврале–марте 1917 года. Я с ним не могу согласиться, потому что не только это было причиной, как мы уже говорили.
И всё-таки почему не могли решить в России все эти проблемы? Люди были не дураки и всё прекрасно понимали и знали. Почему же у народа был такой настрой, будто ничего не изменишь? Почему царь – особенно последний, Николай – вёл политику держать, не пущать, ничего не менять? Видимо, он так понял наследие своего отца, Александра III. Хотя Александр III вёл мудрую и плодотворную политику. Достаточно вспомнить, что при нём не было ни одной войны в России. Но просто думать про судьбу Николая II, что так звёзды случайно сошлись, – тоже слишком неплодотворно.
Он выдающийся человек, очень много хорошего сделал для России. Он был хороший экономист, но политик был очень слабый и человек чрезвычайно мягкий, чтобы управлять страной, тем более такой большой и сложной, как Россия. Он очень боялся хоть какого-то пролития крови. Большевики выставили его после января 1905 года как царя Николая Кровавого, приклеили ему этот ярлык, как всегда, фальшивый, но сильно работающий. Какой он кровавый?! Всё было наоборот – это они были кровавые. Люди, которые по горло в крови, как всегда, свои качества приписывали другим. А он был очень мягким человеком, боялся пролить кровь людей. Он прекрасно мог взять войска и всех этих большевиков перестрелять за один день.
Но всё-таки не просто так сложились эти обстоятельства. Некоторые говорят, что не хватило реформ. А реформ было столько, что хоть отбавляй: они начались задолго до его правления и продолжались. Эти реформы люди и государственный аппарат не успевали переваривать – даже отмену крепостного права. Многие крестьяне считали, что им совершенно не нужна была эта отмена, потому что они жили в хороших отношениях со своими хозяевами. Где-то хозяева были идиоты, и с ними крестьяне находились в острых отношениях, но где-то было прямо наоборот, причём в большем количестве случаев. Уж не говоря про то, что больше трети крестьян вообще не знали крепостного права, под крепостным правом была примерно половина крестьян.
Как противостоять бесам
– Можно говорить о том, что русский вопрос не был решён до конца, потому что очень многие люди, считавшие себя русскими всерьёз, любившие Россию, русский народ и вполне уважавшие все остальные народы, – при этом не могли найти между собой общий язык.
Мне вспоминается, что когда я в первый раз приехал в Париж в 1992 году, то удивился, как много там ещё было русских эмигрантов и их прямых потомков, хотя сами они считали, что это уже остатки. Представьте, что было раньше! И я увидел, что хотя они вроде собираются все вместе, но разногласий уйма, и разрешить эти разногласия в духе мира они не умеют. На меня это произвело самое гнетущее впечатление – все против всех. Тем более грустно это было видеть, что уже родилось наше Преображенское братство в 1990 году, и я знал совершенно другие отношения: как нормальные русские люди могут разрешать все проблемы, все вопросы без обид, без драки, без проклятий, без вытеснения других. И я тогда сразу решил для себя: «О, это одна из основных причин, по которой Россия и русские не смогли победить большевиков».
Большевики же, пусть насильно, пусть на основании крайней жестокости, но сохраняли железное единство. Помните, что сделал Троцкий в Свияжске под Казанью, когда красные отступили? Он приехал и расстрелял каждого десятого красноармейца!!! Такого, конечно, не могло быть ни у кого больше, но Троцкий был в этом мастак. А в Белой армии было всё время брожение, были разногласия. И по привычке, по инерции с дореволюционных времён люди совершенно не искали никакого единства и не могли его найти ни по каким вопросам, хотя и мечтали о братстве всех. Ну и какая армия оказалась сильнее в результате? Итог всем известен. Я не буду говорить о том, что Белая армия была в разы меньше Красной и что иногда в ней были совершенно замечательные воеводы, прекрасные руководители.
Я считаю, что в первую очередь не хватило братских отношений между людьми доброй воли. А это значит, что церковь действительно не выполнила свою задачу. Совершать прекрасные богослужения, поддерживать культуру, искусство, традицию – всё это замечательно, всё это нужно. Но прежде всего нужно объединять людей во Христе или вокруг Христа. А кто этим занимался? Да никто… Я считаю, что это важнейшая причина, помешавшая победить эти исчадья ада. Хотя было понятно, кто есть кто и что есть что: большевики себя полностью раскрыли к 1919 году, даже к 1918-му. Все уже понимали, что это звери, это бесы.
Тиски лжи и смерти
– Люди были очень жертвенными, они любили Россию, но при неспособности на братские отношения нельзя было одолеть тех противостоящих сил, которые были отнюдь не только внутрироссийскими. Врангель ещё за полгода до ухода из Крыма в присутствии всех посланников европейских держав, французов, англичан и, по-моему, ещё итальянцев, сказал: «Вы сделали всё, чтобы большевики победили». Не только Польша, Прибалтика и Финляндия сработали на большевиков. Да, конечно, и Польша предала Россию, конечно, и Эстония, и Финляндия, и Латвия предали Россию. Но не только они. Трудно не согласиться с этим высказыванием Врангеля, в нём очень много правды.
В этих событиях надо разбираться, очень важно не ошибаться, оценивая их, что очень трудно. По сей день нет ни одной нормальной книги, полноценно освещающей всю эту тему. Есть масса прекрасных статей, книжек, которые касаются тех или иных частностей. Даже «Архипелаг ГУЛАГ» – только часть этой истории, но никак не больше. Есть общие оценки, много эмоций, но серьёзного анализа того, что же произошло в начале ХХ века, почему Россия ушла на дно, как Атлантида, – таких произведений нет, ни научных, ни исторических, ни политических, ни экономических, ни духовных – никаких. Поэтому нужно самим трудиться и самим в этом разбираться. Это трудно, но возможно, если знаешь, какой выход из русской катастрофы предлагали пророки тех лет, такие как Николай Неплюев, Николай Бердяев… И ещё много было людей, которые говорили по делу. К ним надо прислушаться, чтобы как можно быстрее освобождаться из этих тисков лжи и смерти, но при этом и самим надо что-то делать.
Допустим, мы написали молитву о правде и мире, которую, я знаю, читают во многих местах России и Европы. Эта молитва короткая, и она очень легко принимается человеком с чутким сердцем. Она, конечно, сильно отличается от той официальной молитвы, которая сейчас предлагается всем в храмах. Но важно, что люди в нашей молитве узнают правду. А это нам и нужно: чтобы вместо лжи побеждала правда, вместо безбожия – познание Бога, вместо бесчеловечности – вера в человека. Тогда действительно может настать и чаемое нами возрождение русского народа и Русской церкви, и России, а не только их покаяние.
МОЛИТВА О ПРАВДЕ И МИРЕ
Боже всемогущий!
Помоги нам видеть, где правда, и стоять за неё.
Освободи нас от всякого страха перед насилием и беззаконием.
Научи нас бороться со злом, не предаваясь ненависти, продолжая видеть человека даже в недруге.
Помоги нам выправить жизнь на нашей земле так, чтобы на ней более не проливалась кровь и не совершалось насилие.
Господи, в руки Твои предаём наше прошлое, настоящее и будущее!
Аминь.
Поворот церковного корабля
– Я очень радовался тому, что Синод на майском заседании сформулировал новые темы: о продолжении катехизации после крещения, о служении мирян в Церкви. Какие-то темы поднимаются не в первый раз. На мирян вообще в церкви никто не обращал внимания. Более того, ставили под подозрение всех священников, которые начинали заниматься мирянами. Их переводили на самые дальние приходы. И вот снова сейчас дано такое задание Синоду и Межсоборному присутствию. Может быть, они ничего не сделают – и, скорее всего, ничего не сделают, потому что они просто не понимают, чего от них хотят. Они и не умеют этого делать, и не понимают, что надо делать. Но эти темы кем-то сформулированы на самом церковном верху, и они уже прозвучали, как звоночек. Это значит, теперь на этом верху будут обращать внимание именно на этот аспект жизни церкви. И хочешь не хочешь кому-то придётся что-то делать в этом направлении. Ведь даже чтобы пустить пыль в глаза, всё равно надо что-то для этого сделать. Сначала церковный корабль надо повернуть в нужном направлении, а уже потом давать ему ход, ускорять. Сейчас начался период этого поворота церковного корабля. Ещё нет никаких сил в церкви двигаться в нужном направлении. Есть только отдельные люди, совсем мизерное количество людей. Но если удастся повернуть этот корабль, то дальше он, глядишь, потихонечку в этом направлении и пойдёт. И Бог ему в помощь!