Олимпиада в Париже доходит до российской публики какими-то отголосками. Мы напоминаем детей, которые смотрят сквозь дверную щелку на чужую ёлку. В мире страшных новостей с линий боевого соприкосновения в разных концах земного шара хочется праздника человечности. И, кажется, нынешние Олимпийские игры дают такие простые человеческие информационные поводы.
В былое время с 26 июля по 11 августа мы бы смотрели трансляции разного рода соревнований между трансляциями церемонии открытия и церемонии закрытия. А сейчас мы неделю обсуждали церемонию открытия, которую мало кто видел целиком, потом ещё неделю – хмурого турецкого стрелка Юсуфа. После закрытия, видимо, будем обсуждать церемонию закрытия: планка общественного резонанса задана так высоко, что режиссёры не должны подвести и так же качественно взбудоражить весь мир, как они сделали 26 июля.
Скажу честно: я не интересуюсь спортом высоких достижений. Вот это всё – «китайский спортсмен прыгнул на полсантиметра выше спортсмена из Нигерии, а пловец из Нидерландов опередил пловца из Канады» – мне всегда было безразлично. И формат олимпиад мне казался себя изжившим. «Ковидные» олимпийские игры в Токио (2021 год) и Пекине (2022 год) только закрепили это ощущение. Соревнования и церемонии открытия и закрытия проходили практически без зрителей в мире, который волновали в тот момент совсем другие проблемы.
Собственно, летом 2024 года тоже было не до оторванных от реальной жизни зрелищ. Но организаторы Олимпиады в Париже сумели закрутить вокруг этого события целый водоворот эмоций. Или этот водоворот закрутила сама жизнь, которая, несмотря ни на что, жительствует? Жизнь пробивается сквозь ковид, военные действия, высокие технологии (казалось бы, заменившие собой человеческие возможности). И торжество жизни происходит в самом витальном городе мира, который тоже уже было списали с должности «центра Вселенной», – в Париже.
Многим эта витальность, жизненная энергия Парижа непонятна до отторжения. Мол, как красиво открывались Олимпийские игры в Сочи – «Щелкунчик», русская классическая культура. А тут какой-то трэш и угар (с точки зрения простого отечественного зрителя, к тому же не смотревшего церемонию от и до, а увидевшего в соцсетях самые шокирующие куски).