Закончилась приемная кампания в вузы. Закончилась без особых скандалов. Случались, понятно, разные эксцессы вроде технических сбоев. Но это уже вроде как привычные издержки. Есть, конечно, снова вопросы по логике распределения бюджетных мест на разные направления. Но этот странный дисбаланс, видимо, с нами на годы – у государства тут свои резоны. Новостей немного, и они больше формального характера. Что ж, какая-никакая стабильность. И, стало быть, можно сказать, что новый путь наш формируется не случайным порядком, а в соответствии с определенным планом. Осталось только понять, куда мы этим путем идем.
Сначала цифры, потом, как водится, попытка интерпретации. Итак, в этом году в вузах России было выделено 620 тысяч бюджетных мест. Чиновники всё время подчеркивают, как это много. Вот дескать ЕГЭ-то сдают всего 700 тысяч человек, и это вместе с выпускниками прошлых лет. Уверяют, что всем всего хватит, у нас тут почти коммунизм. И песня эта поётся уже лет 5-7 кряду. И каждый год одно и то же: начинаешь разбираться – опять «всё не так однозначно».
Из 620 тысяч бюджетных мест, только 428 тысяч выделены по программам бакалавриата и специалитета, из них больше половины, 260 тысяч, отданы на инженерные специальности. Причем опять непонятно, зачем столько. Три года подряд мы наблюдали недобор в технические вузы. Все это время чиновники пытались объяснить этот дивный феномен чисто бюрократическими причинами, дескать, абитуриенты, выбирая между разными университетами, в последний момент не успевают отнести документы в тот, в который проходят по баллам. Однако, кто хоть немного в теме, прекрасно понимает, что дело не только в этом. Недобор объясняется ещё и тем, что многие и не пытаются попасть в инженерные вузы даже при самых лояльных критериях отбора.