– Мы записываем беседы с представителями, основателями или руководителями разных сообществ, которые в разное время номинировались на премию «Жить вместе». Преображенское братство на нашу премию не номинировалась, но выходцы из братства у нас были и даже попадали в призёры. Это всегда были очень интересные соцветия, созвездия, но феномен братства как будто оставался за скобками. И хотелось бы поговорить не о братских проектах, таких как вечёрки, философские беседы в Петербурге и так далее, а о той плодородной почве, из которой всё это растёт. Скажите несколько слов про истоки братства: откуда оно взялось, когда появилось и как существует в Русской православной церкви?
– Наше братство носит имя в честь Преображения Господня. Оно было основано в поздние советские времена, и – как у всякого церковного братства или у светского общественного объединения – у нас есть свой основатель – священник Георгий Кочетков. Зримо братство существует с 1990 года, когда, собственно, появилась возможность открыто собираться, потому что в советское время делать это было невозможно. С тех пор как братья и сёстры собрались в августе 1990-го на праздник Преображения в подмосковном городе Электроугли в Троицком храме, мы и отсчитываем жизнь Преображенского братства, которое, конечно, всё это время растёт и развивается. Мы живём такими братскими сообществами не только в Москве, но и в Петербурге, Твери, Архангельске, Екатеринбурге, Томске и в других городах. Естественно, в разных городах наши братья и сёстры занимаются разными делами: и просветительскими, и благотворительными – теми, которых требуют общественная ситуация и церковная жизнь. Многое зависит и от талантов, и от духовных даров, которые есть у членов того или иного малого братства.
– Слово «братство» всем более или менее понятно. Так же интуитивно ясно, что братство, как правило, имеет церковную природу – всё-таки в церкви люди называют друг друга братьями и сёстрами. Но чем ваше братство отличается от обычного православного прихода или, например, от трезвеннических братств, где люди собираются для борьбы с пьянством и другими зависимостями?
– Думаю, что тут нужно два слова сказать о деятельности, которую вёл ещё в советское время наш основатель отец Георгий. У него было желание собрать какой-то круг людей, которые могли бы вместе жить по-христиански, доверяя друг другу, чтобы не нужно было оглядываться назад, отслеживать и контролировать каждое неосторожное слово, бояться доносов, непонимания, чтобы о Евангелии, молитве, православном богословии, церкви можно было говорить открыто, напрямую и вместе с тем продолжая свою жизнь – профессиональную, семейную, ни от кого не отделяясь и не изолируясь. Сам будучи студентом и общаясь с московскими студентами, в академической и культурной среде 70–80-х годов, будущий отец Георгий пришёл к выводу, что действительно у людей есть жажда духовной жизни, какого-то движения в христианском направлении. Тогда он постепенно начал помогать людям воцерковляться и даже разработал целую систему катехизации или оглашения – научения взрослых людей христианской вере и жизни. Таким образом к нему притягивались люди, которые хотели больше понимать в духовной жизни, чем это возможно в случае обычного прихожанина, зачастую довольствующегося формальным христианством. Эти прошедшие оглашение мужчины и женщины и стали закваской всего нашего движения. И это принесло свои плоды. Когда об этом опыте катехизации услышали разные люди из других городов и познакомились с братчиками, то они стали просить помочь им с научением вере и православной традиции. Так наше движение разрасталось и вот разрослось.