– Когда вся история с коронавирусом только начиналась, были такие сведения, что дети не болеют, что они благодаря своему иммунитету, как летучие мыши, являются для вируса резервуаром, что они только переносчики. Но сейчас ситуация изменилась, и в нижних возрастных группах, пусть не в большой степени, но всё-таки наблюдается заболеваемость. Поэтому детей отправили на дистанционное обучение, и это правильно. Конечно, для детей, учитывая их активность, сидеть в четырёх стенах – это мука, но ничего не поделаешь. Если кто-то успел выехать за город, где есть дача, большой участок, то там, конечно, можно гулять, ни с кем не контактируя. А в целом для детей действуют те же правила, что и для взрослых: сидеть дома и не высовываться.
– Что нужно знать пожилым людям?
– С пожилыми проблема намного более серьёзная. Сейчас возникло много волонтёрских групп, и это замечательно. Они берут на себя заботу о пожилых, одиноких, больных людях. Но потребность в такой помощи настолько велика, что, несмотря на все усилия, волонтёры не справляются. Мне кажется, что сейчас каждый должен оглянуться вокруг, вспомнить о соседях по этажу, по подъезду, позвонить, узнать – может быть, им что-то нужно. Увы, также появляется информация о мошенниках, которые в этой тяжёлой ситуации находят новые способы обманывать людей. Например, размещают объявления: дескать, собираем деньги в помощь заразившемуся батюшке. Люди жертвуют деньги, которые уходят мошенникам. Что поделать, в одних людях беда высветила всё самое лучшее, о чём они, может быть, и сами не подозревали, а в других на поверхность вынесло, как пену, всё самое низменное и недостойное. Так происходит и в мирной жизни, но сейчас это проявляется особенно ярко. Поэтому важно не терять бдительность.
– Какими антисептиками пользоваться?
– На сайте Роспотребнадзора есть большой список антисептиков: хлоргексидин и так далее. Но мы просто разводим спирт до 70% и этим раствором всё протираем – например, пакеты из магазина, в которые упакованы продукты. Можно использовать ультрафиолет, но тут многое зависит от параметров лампы, и в помещении не должно быть людей. Ультрафиолет быстро убивает вирусы, особенно такие, как этот, с шипами на поверхности.
– Существуют ли бессимптомные носители?
– Да, и очень много. Опасность как раз в том, что люди не знают, что они носители вируса, и ходят, заражают других. Тут единственный способ – всем сидеть дома. А если уж пришлось выйти, скажем, в магазин, – тогда соблюдать социальную дистанцию, следовать разметке в очередях и так далее. Бессимптомных носителей много: у человека хороший иммунитет – вот он и не болеет.
– Сколько человек может заразить один?
– Это называется репродуктивный индекс – сколько человек заражает один больной. Вначале говорили, что у коронавируса репродуктивный индекс высокий, а сейчас считают, что не очень, – где-то 2,2. У гриппа, например, 2, а у кори 12. Тем не менее видите, какое он получил распространение.
– Возможно ли повторное заражение?
– Вроде бы повторного заражения нет. Может быть такое, что человек не долечился, и потом у него симптомы опять усилились. Но чтобы повторно – этого нет. Всё-таки иммунитет года на два этот вирус будет давать. Сейчас у переболевших, у выздоровевших берут плазму, чтобы получить антитела и ввести их больным. Такая плазма на вес золота, а те, кто её сдают, просто герои. Мало того что сами перенесли такую тяжёлую болезнь и выкарабкались – они ещё делятся своей кровью, чтобы спасать жизни другим.
– Чем плазма отличается от вакцины?
– Вакцина – это ослабленный возбудитель. Когда вводят вакцину, в организме происходит выработка собственных антител. Потом, если в организм попадает настоящий «злой» вирус, эти антитела с ним борются. А в случае донорской плазмы мы вводим в организм готовые антитела. Очень многим это помогает выздороветь.
– Насколько эффективна социальная изоляция?
– Социальная изоляция – самый эффективный способ защиты.
– Как себя вести при выходе на улицу?
– Как говорится, бережёного Бог бережёт. Относительно масок общее научное мнение, которое поддерживает ВОЗ, – что в первую очередь маски должны носить заболевшие. Но бессимптомный носитель не знает, что он болен, поэтому и говорят, что лучше, чтобы маски носили все. В чём смысл ношения маски? Она мешает капелькам при дыхании попадать во внешнюю среду. Если же говорить непосредственно о вирусе, то в нашей обычной медицинской маске – голубой трёхслойной – диаметр пор на два порядка больше, чем размер вирусной частицы. Для вируса она – как решето. Поэтому у врачей всё-таки должны быть не маски, а респираторы. Есть особые виды респираторов, с клапаном, которые дают серьёзную защиту. А нам надо носить обычные маски, потому что мы не знаем, являемся ли носителями инфекции.
– Помогают ли перчатки?
– Что касается перчаток, то под перчатками руки очень потеют. Если человек перед этим до чего-то дотронулся, то во влажной и тёплой атмосфере под перчатками вирус хорошо себя чувствует и сохраняется. Плюс психологический фактор: когда человек в перчатках, он думает, что защищён, и начинает реже мыть руки, а это опасно. И если он руками в перчатках прикасается, скажем, к кнопкам лифта, на которых осел вирус, а потом трогает лицо или нос, то вирус с перчаток всё равно передаётся. И потом, латекс – это не сплошной материал, в нём есть поры, которые проницаемы для мелких вирусных частиц. Вывод: с перчатками лучше, чем без них, но 100%-й гарантии они не дают. И если вы пришли в перчатках домой, их, как и руки, надо сразу мыть, дезинфицировать. Для этого годятся обычные моющие средства.
И последнее. Надо приучить себя не чесать нос, рот и глаза. Испанцы даже изобрели специальный пластиковый браслет, который начинает вибрировать, как только человек поднимает руку, чтобы дотронуться до лица. Лицо трогать нельзя!